Критерии фирм - «однодневок»

Как узнать контрагенту, что его потенциальный партнер является фирмой-«однодневкой»? По каким признакам налоговые органы причисляют компанию к фирмам-«однодневкам»?

Одной из схем опасной налоговой оптимизации является использование фирм-«однодневок» в тех или иных вариациях (напрямую, через сложную цепочку контрагентов и т.п.).

Простая схема с использованием фирм-«однодневок» заключается в следующем. Компания сознательно заключает договор на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) с такой фирмой. Затем фирма-однодневка предоставляет компании комплект документов (акт выполненных работ, товарную накладную, счет-фактуру или УПД и т.п.) для уменьшения ее налоговых обязательств (вычет НДС, уменьшение налога на прибыль).

Перечисленные компанией денежные средства в адрес фирмы-«однодневки» обналичиваются (за определенный процент) и возвращаются компании.

Несмотря на то, что данная схема является давно изученной и доказуемой налоговиками, она широко применяется и по сей день.

Что представляют собой фирмы-«однодневки»? Данная терминология не содержится ни в гражданском, ни в налоговом законодательствах. Вместе с тем, в правоприменительной практике сложились определенные признаки, по которым компанию можно отнести к фирмам-«однодневкам».

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТА

Фирмы-однодневки в свете разъяснений контролирующих органов

ФНС РФ постоянно размещает на своем официальном интернет-сайте (https://www.nalog.ru) новые схемы с участием фирм-«однодневок» (письмо от 21.08.2015 г. №АС-4-2/14800@).

Важно!
Налоговые органы под фирмой-«однодневкой» понимают юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу «массовой» регистрации (письмо ФНС РФ от 11.02.2010 г. №3-7-07/84).

При этом налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам самостоятельно оценивать налоговые риски, которые могут быть связаны с взаимоотношениями с «проблемными» контрагентами, пользуясь критериями, разработанными Минфином РФ (письмо от 11.12.2015 г. №03-07-14/72647). Несоблюдение приведенных критериев дает основание налоговому органу сделать вывод о наличии проблемного контрагента либо фирмы-«однодневки» со всеми вытекающими налоговыми последствиями для самого налогоплательщика.

Перечень 12 критериев неблагонадежности контрагента рассмотрен в статье «Проверяем контрагента». 

Фирмы-«однодневки» глазами арбитров

Проанализируем сложившуюся арбитражную практику, определяющую признаки фирм-«однодневок». Именно эти признаки свидетельствуют о ведении финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленным на получение необоснованной налоговой выгоды:

Реквизиты судебного решения

Критерии фирмы-однодневки

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 25.05.2016 г. №А70-11816/2015

-контрагент по юридическому адресу не находится;

-руководитель отрицает свою причастность к данной организации;

-согласно заключению эксперта подписи в представленных на исследование первичных документах выполнены не руководителем, а неустановленным лицом, с подражанием его подписи;

-отчетность контрагентом представлена с минимальными показателями к уплате в бюджет;
-зарегистрированные транспортные средства, недвижимое имущество у контрагента отсутствуют;

-справки о доходах по форме 2-НДФЛ в налоговый орган» не предоставлялись;
-анализ движения денежных средств по расчетным счетам свидетельствует, что контрагент не перечислял платежи за аренду транспортных средств, помещений;

-контрагент не оплачивал коммунальные платежи и не выплачивал заработную плату;

-поступление денежных средств на расчетные счета осуществлялось безналичным способом с различным назначением платежа, расход денежных средств осуществлялся путем их перечисления на счета организаций, имеющих признаки фирм-«однодневок».

Постановления АС Уральского округа

от 23.05.2016 г. №А76-5221/2014, Западно-Сибирского округа от 23.05.2016 г. №А70-7859/2015, Волго-Вятского округа от 19.10.2015 г. №А82-17058/2014

-контрагент имеют «массовых» руководителей;

-по адресам регистрации контрагент не располагаются;

-при многомиллионных поступлениях на расчетные счета указанных обществ налоговая отчетность «нулевая» либо имеет минимальные суммы к уплате в бюджет;

-персонал отсутствует;

-собственных либо арендованных основных средств, транспортных средств не имеется;
-денежные средства перечислялись по расчетным счетам контрагентов лишь для создания видимости оплаты и не опосредовали реальное движение товара, при этом денежные средства фактически аккумулировались у одного физического лица, который управлял счетами всех организаций, вовлеченных в цепочку движения денежных средств, и был знаком с руководством налогоплательщика;

-контрагент не является производителем поставляемого в адрес налогоплательщика сырья, при этом по расчетному счету организаций расходы, связанные с приобретением продукции, в дальнейшем поставляемой в адрес последнего, не отражены;

-контрагент не представил товарно-транспортные документы, подтверждающие факт передвижения товара в адрес налогоплательщика или третьего лица, осуществлявшего его переработку по договору с налогоплательщиком.

Постановления АС Северо-Кавказского округа от 31.05.2016 г. №А15-3554/2015, Уральского округа

от 18.05.2016 г. №А50-20423/2015, Поволжского округа от 31.05.2016 г. №А12-23740/2015, от 18.05.2016 г. № А12-27800/2015

-контрагент не имеет достаточных для выполнения работ материальных и технических мощностей (возможностей);

-свидетельств (лицензий) саморегулируемых организаций, необходимых для осуществления деятельности и выполнения объемов работ, указанных в договорах, не имеется;

-поступившие денежные средства контрагентам, не расходовались на цели, связанные с исполнением обязательств по заключенным договорам, а через цепочку денежных перечислений (назначение платежей по банковским операциям «за товар», «оплата по договору займа») аккумулировались на счетах индивидуальных предпринимателей с последующим выводом средств из-под налогового контроля в наличную форму по денежным чекам.