Должностная инструкция бухгалтера

Что учитывать при составлении должностной инструкции бухгалтера? Что взять за основу?

Одним из документов, устанавливающим требования к квалификации бухгалтера, является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37. Вместе с тем, Квалификационный справочник не является нормативно-правовым документом, а поэтому приведенные в нем требования носят рекомендательный характер (п.2 Постановления Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37).

Для бухгалтеров можно использовать профессиональный стандарт «Бухгалтер», в котором подробно описаны трудовые функции бухгалтера и соответствующий этим функциям уровень (подуровень) квалификации (Приказ Минтрудсоцразвития РФ). В профстандарте установлены категории: бухгалтер, бухгалтер II категории, бухгалтер I категории.

Как составить должностную инструкцию на бухгалтера?

Должностная инструкция (далее по тексту – ДИ) определяет должностные обязанности, права и ответственность бухгалтера.

В своей деятельности бухгалтер руководствуется:

  • законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, приказами, руководящими, методическими и нормативными материалами по организации бухучета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;

  • локальными нормативными актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;        

  • приказами (распоряжениями) генерального директора компании и главного бухгалтера;

  • настоящей должностной инструкцией.

Какие разделы содержит ДИ?

ДИ, как правило, состоит из нескольких разделов.

1 раздел ДИ содержит общие положения.

В этом разделе приводятся требования к образованию и стажу бухгалтера. Например, на должность бухгалтера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки и опыт работы не менее одного года в области учета и контроля (при отсутствии профильного образования).

В общем разделе также прописывается набор минимальных знаний, которыми должен обладать бухгалтер.

В этом же разделе необходимо указать, кому непосредственно подчиняется бухгалтер. Это может быть как начальник отдела или бюро бухгалтерии, так и непосредственно главный бухгалтер. Все зависит от структуры бухгалтерии компании. Если компания небольшая, то бухгалтер может подчиняться напрямую директору.

В общем разделе указывается, на кого возлагаются обязанности на период временного отсутствия бухгалтера.

2 раздел ДИ посвящен должностным обязанностям бухгалтера.

Как правило, на крупных предприятиях функционал бухгалтера распределен по «участкам». 

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета
Например, трудовые функции бухгалтера по «первичке» согласно профстандарту сводятся к следующему:

  • составление (оформление) первичных учетных документов;

  • прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;

  • выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;

  • проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;

  • систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;

  • составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;

  • подготовка первичных учетных документов для передачи в архив;

  • изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ;

  • обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.

Для того чтобы выполнять обозначенные функции бухгалтер должен уметь:

  • составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;

  • осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;

  • пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;

  • обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.

Для исполнения своих должностных обязанностей бухгалтер наделяется правами.

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

В 3 разделе ДИ приводятся права бухгалтера.

Например, бухгалтер имеет право:

  • требовать от своего непосредственного руководителя – главного бухгалтера содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав;

  • повышать свою квалификацию;

  • запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;

  • представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности;

  • получать от работников информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

Правам бухгалтера корреспондирует и ответственность.

В 4 разделе ДИ указывается ответственность, которую несет бухгалтер.

В разделе 5 ДИ приводится режим работы. 

Можно ограничиться общей фразой. Например, режим работы бухгалтера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в компании.

Скачать:

_-_-_.docx