Что учитывать при составлении должностной инструкции бухгалтера? Что взять за основу?
Одним из документов, устанавливающим требования к квалификации бухгалтера, является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37. Вместе с тем, Квалификационный справочник не является нормативно-правовым документом, а поэтому приведенные в нем требования носят рекомендательный характер (п.2 Постановления Минтруда РФ от 21.08.1998 г. №37).
Для бухгалтеров можно использовать профессиональный стандарт «Бухгалтер», в котором подробно описаны трудовые функции бухгалтера и соответствующий этим функциям уровень (подуровень) квалификации (Приказ Минтрудсоцразвития РФ). В профстандарте установлены категории: бухгалтер, бухгалтер II категории, бухгалтер I категории.
Как составить должностную инструкцию на бухгалтера?
Должностная инструкция (далее по тексту – ДИ) определяет должностные обязанности, права и ответственность бухгалтера.
В своей деятельности бухгалтер руководствуется:
-
законодательными актами, постановлениями, распоряжениями, приказами, руководящими, методическими и нормативными материалами по организации бухучета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности;
-
локальными нормативными актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
-
приказами (распоряжениями) генерального директора компании и главного бухгалтера;
-
настоящей должностной инструкцией.
Какие разделы содержит ДИ?
ДИ, как правило, состоит из нескольких разделов.
1 раздел ДИ содержит общие положения.
В этом разделе приводятся требования к образованию и стажу бухгалтера. Например, на должность бухгалтера назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки и опыт работы не менее одного года в области учета и контроля (при отсутствии профильного образования).
В общем разделе также прописывается набор минимальных знаний, которыми должен обладать бухгалтер.
В этом же разделе необходимо указать, кому непосредственно подчиняется бухгалтер. Это может быть как начальник отдела или бюро бухгалтерии, так и непосредственно главный бухгалтер. Все зависит от структуры бухгалтерии компании. Если компания небольшая, то бухгалтер может подчиняться напрямую директору.
В общем разделе указывается, на кого возлагаются обязанности на период временного отсутствия бухгалтера.
2 раздел ДИ посвящен должностным обязанностям бухгалтера.
Как правило, на крупных предприятиях функционал бухгалтера распределен по «участкам».
Например, трудовые функции бухгалтера по «первичке» согласно профстандарту сводятся к следующему:
-
составление (оформление) первичных учетных документов;
-
прием первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта;
-
выявление случаев нарушения ответственными лицами графика документооборота и порядка представления в бухгалтерскую службу первичных учетных документов и информирование об этом руководителя бухгалтерской службы;
-
проверка первичных учетных документов в отношении формы, полноты оформления, реквизитов;
-
систематизация первичных учетных документов текущего отчетного периода в соответствии с учетной политикой;
-
составление на основе первичных учетных документов сводных учетных документов;
-
подготовка первичных учетных документов для передачи в архив;
-
изготовление копий первичных учетных документов, в том числе в случае их изъятия уполномоченными органами в соответствии с законодательством РФ;
-
обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта в соответствии с учетной политикой экономического субъекта.
Для того чтобы выполнять обозначенные функции бухгалтер должен уметь:
-
составлять (оформлять) первичные учетные документы, в том числе электронные документы;
-
осуществлять комплексную проверку первичных учетных документов;
-
пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой;
-
обеспечивать сохранность первичных учетных документов до передачи их в архив.
Для исполнения своих должностных обязанностей бухгалтер наделяется правами.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
В 3 разделе ДИ приводятся права бухгалтера.
Например, бухгалтер имеет право:
-
требовать от своего непосредственного руководителя – главного бухгалтера содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав;
-
повышать свою квалификацию;
-
запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей;
-
представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности;
-
получать от работников информацию, необходимую для ведения своей деятельности.
Правам бухгалтера корреспондирует и ответственность.
В 4 разделе ДИ указывается ответственность, которую несет бухгалтер.
В разделе 5 ДИ приводится режим работы.
Можно ограничиться общей фразой. Например, режим работы бухгалтера определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в компании.