Регистрация СМИ
В отличии от печатных изданий, регистрация в качестве СМИ сайтов и блогов в большинстве случаев – право, но не обязанность их владельцев. Процедура накладывает на предпринимателя определенные ограничения, но и дает ряд преимуществ. Поговорим о том, когда целесообразно регистрировать СМИ на ИП? Какие документы и куда необходимо подать? Какую пошлину уплатить в бюджет?
Регистрации СМИ (в зависимости от вида СМИ) |
от 15 000 руб.
|
Что относится к СМИ?
Под средствами массовой информации согласно ст.2 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года понимаются:
- периодические печатные издания;
- теле- и радиоканалы;
- видеопрограммы;
- кинохроники;
- сетевые издания (веб-сайты и блоги, руководствующиеся принципами журналистики);
- другие формы распространения массовой информации от конкретного лица или организации (рассылки на 1 000 и более адресатов, в том числе с использованием сетей ЭВМ и телефонной связи).
Зачем нужна регистрация сайта как СМИ, если это необязательная процедура?
При отсутствии соответствующей лицензии у правообладателя, сайт не будет рассматриваться в качестве СМИ. Между тем, регистрация интернет-СМИ дает владельцам информационных ресурсов как минимум 10 преимуществ:
- Освобождение от ответственности в случае подачи иска третьими лицами в силу ст.57 ст.2 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года (за некорректные комментарии, сведения, полученные от инфоагентств, пресс-служб госорганов, должностных лиц).
- Право на запрос информации о деятельности госорганов, общественных объединений и должностных лиц различных субъектов РФ.
- Статус журналиста – право посещения мероприятий органов власти и бизнеса.
- Право на сохранение анонимности источника информации.
- Доступ к новостным агрегаторам.
- Возможность обработки личных данных без согласия лица в рамках этики журналиста (без нарушения прав и законных интересов обсуждаемого субъекта).
- Быстрая обработка запросов (7 дней вместо 30).
- Возможность получения грантов, участия в конкурсах, в которых требуется регистрация Средства массовой информации.
- Исключительное право пользования наименованием интернет-портала (конкуренты не вправе использовать название ресурса при аналогичном способе распространения данных на той же территории).
- Право предоставлять эфирное время или место в печатном издании для агитации (спустя год после постановки на регистрационный учет).
Статус СМИ накладывает на владельцев ресурса определенные обязательства, в частности:
- наличие устава, который нужно предоставить в Роскомнадзор;
- размещение возрастной маркировки на сайте;
- отслеживание качества контента (недопустима нецензурная брань, оскорбления третьих лиц);
- Прохождение процедуры перерегистрации в регламентированных законом случаях;
- и так далее.
Получить подробную консультацию о процедуре регистрации СМИ в Москве можно у юристов из компании «РосКо» по телефону +7 (499) 444-00-00.
Регистрация СМИ в Роскомнадзоре
Перед тем, как приступить к регистрационным действиям, рекомендуется изучить нормативно-правовую базу:
- ФЗ № 2124-1 от 27.12.1991 года;
- ПП РФ №1107 от 16.10.2015 года;
- Распоряжение Правительства РФ № 1752-р от 06.10.2011 года;
- Приказ Роскомнадзора № 100 от 17.05.2019 года;
- Приказы Минсвязи №362 от 29.12.2011 года;
- ФЗ №97 от 05.10.2014 года;
- И другие НПА.
Зарегистрировать электронный журнал, сайт или издательство как СМИ могут:
- Юридические лица;
- Физические лица;
- Официальные представители юридических и физических лиц;
- Индивидуальные предприниматели;
- Объединения граждан;
- Органы местного самоуправления;
- Госорганы.
Список ограничений представлен в ст.19.1 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года. К ним относятся граждане:
- Не достигшие 18 лет
- Недееспособные
- Находящиеся в местах лишения свободы
- Нерезиденты РФ и лица без гражданства
Также под действие указанной статьи попадают организации, чья деятельность не разрешена законом.
Основанием для регистрации электронного СМИ является заявление, в котором должны содержаться:
- сведения об учредителях (ФИО, адрес, телефон, реквизиты);
- точное наименование, форма, язык;
- фактический адрес редакции;
- территория распространения, тематика, периодичность выхода, объем и тираж (для печатных изданий);
- источники финансирования.
Из документов понадобятся:
- ЕГРЮЛ и учредительная документация (оригиналы либо нотариально заверенные копии), списки участников – для юрлиц;
- заверенная копия паспорта – для физлиц;
- право пользования доменом – для сетевых изданий;
- опись вложения и папка-скоросшиватель (при предоставлении документов на бумажном носителе);
- квитанция об уплате госпошлины;
- доверенность на представителя, оформленная нотариально.
Подать заявление можно:
- лично;
- по почте;
- через Портал государственных услуг (сканы документов в электронной форме).
Срок оказания услуги – 30 суток. Каждому заявлению присваивается входящий номер в реестре, по которому можно отслеживать статус обращения.
Частный случай – регистрация блогеров (ФЗ №97 от 05.10.2014 года). Блогер отличается от владельца электронного сайта, зарегистрировавшего сетевое издание. Если число посетителей блога превысило 3 000 уникальных пользователей за сутки, то владелец ресурса (физическое лицо) обязан пройти процедуру регистрации СМИ: оформить участие в специальном реестре Роскомнадзора. Если у блогера есть спонсор или донаты более 15 000 рублей от иностранцев, то он обязан об этом уведомить Роскомнадзор на основании ст.19.2. ФЗ № 2124-1 от 27.12.1991 года.
Стоимость регистрации СМИ
Госпошлина в силу п. 11) и п. 12) ст.333.33 ФЗ №117 от 05.08.2000 года составляет:
-
8 000 рублей – внесение и корректировка записи (при распространении информации в РФ, за ее пределами, в 2 и более субъектах РФ);
-
4 000 рублей – внесение и корректировка записи (при распространении информации на территории субъекта РФ или муниципального образования).
С 01.01.2021 года оплату нужно производить по реквизитам, указанным на официальном сайте Роскомнадзора.
Перерегистрация СМИ
Помимо первичной регистрации СМИ в Роскомнадзоре, необходимо своевременно вносить корректировку в государственный реестр при изменении:
- учредителя или состава соучередителей;
- фирменного наименования;
- формы распространения данных;
- языка;
- территории распространения инфопродуктов;
- тематики (специализации);
- доменного имени сайта.
Учредитель во всех указанных случаях вправе лично обратиться в Роскомнадзор с заявлением о внесении изменений. В силу ст. 11 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года необходимо уведомить представителей службы в течение 1 месяца со дня соответствующей корректировки(ок).
Регистрация СМИ в России – процедура длительная, требующая строгого соблюдения порядка и сроков предоставления документации в Роскомнадзор. Если процесс регистрации традиционных (печатных) СМИ более-менее понятен, то с электронными изданиями – не все так однозначно. В последнем случае потребуется знание нюансов правовой и законодательной базы, относительно новой для российского рынка. Оптимальное решение – обратиться к юристу по интеллектуальной собственности с практическим опытом взаимодействия с Роскомнадзором.
Чтобы получить юридическую консультацию, оставьте заявку на сайте международной консалтинговой компании «РосКо» или позвоните по номеру +7 (499) 444-00-00.