В отличии от печатных изданий, регистрация в качестве СМИ сайтов и блогов в большинстве случаев – право, но не обязанность их владельцев. Процедура накладывает на предпринимателя определенные ограничения, но и дает ряд преимуществ. Поговорим о том, когда целесообразно регистрировать СМИ на ИП? Какие документы и куда необходимо подать? Какую пошлину уплатить в бюджет?

стоимость услуг

Регистрации СМИ (в зависимости от вида СМИ)

от 15 000 руб.

Что относится к СМИ?

Под средствами массовой информации согласно ст.2 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года понимаются:

  • периодические печатные издания;
  • теле- и радиоканалы;
  • видеопрограммы;
  • кинохроники;
  • сетевые издания (веб-сайты и блоги, руководствующиеся принципами журналистики);
  • другие формы распространения массовой информации от конкретного лица или организации (рассылки на 1 000 и более адресатов, в том числе с использованием сетей ЭВМ и телефонной связи).

Зачем нужна регистрация сайта как СМИ, если это необязательная процедура?

При отсутствии соответствующей лицензии у правообладателя, сайт не будет рассматриваться в качестве СМИ. Между тем, регистрация интернет-СМИ дает владельцам информационных ресурсов как минимум 10 преимуществ:

  • Освобождение от ответственности в случае подачи иска третьими лицами в силу ст.57 ст.2 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года (за некорректные комментарии, сведения, полученные от инфоагентств, пресс-служб госорганов, должностных лиц).
  • Право на запрос информации о деятельности госорганов, общественных объединений и должностных лиц различных субъектов РФ.
  • Статус журналиста – право посещения мероприятий органов власти и бизнеса.
  • Право на сохранение анонимности источника информации.
  • Доступ к новостным агрегаторам.
  • Возможность обработки личных данных без согласия лица в рамках этики журналиста (без нарушения прав и законных интересов обсуждаемого субъекта).
  • Быстрая обработка запросов (7 дней вместо 30).
  • Возможность получения грантов, участия в конкурсах, в которых требуется регистрация Средства массовой информации.
  • Исключительное право пользования наименованием интернет-портала (конкуренты не вправе использовать название ресурса при аналогичном способе распространения данных на той же территории).
  • Право предоставлять эфирное время или место в печатном издании для агитации (спустя год после постановки на регистрационный учет).

Статус СМИ накладывает на владельцев ресурса определенные обязательства, в частности:

  • наличие устава, который нужно предоставить в Роскомнадзор;
  • размещение возрастной маркировки на сайте;
  • отслеживание качества контента (недопустима нецензурная брань, оскорбления третьих лиц);
  • Прохождение процедуры перерегистрации в регламентированных законом случаях;
  • и так далее.

Получить подробную консультацию о процедуре регистрации СМИ в Москве можно у юристов из компании «РосКо» по телефону +7 (499) 444-00-00.

Регистрация СМИ в Роскомнадзоре

Перед тем, как приступить к регистрационным действиям, рекомендуется изучить нормативно-правовую базу:

  • ФЗ № 2124-1 от 27.12.1991 года;
  • ПП РФ №1107 от 16.10.2015 года;
  • Распоряжение Правительства РФ № 1752-р от 06.10.2011 года;
  • Приказ Роскомнадзора № 100 от 17.05.2019 года;
  • Приказы Минсвязи №362 от 29.12.2011 года;
  • ФЗ №97 от 05.10.2014 года;
  • И другие НПА.

Зарегистрировать электронный журнал, сайт или издательство как СМИ могут:

  • Юридические лица;
  • Физические лица;
  • Официальные представители юридических и физических лиц;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Объединения граждан;
  • Органы местного самоуправления;
  • Госорганы.

Список ограничений представлен в ст.19.1 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года. К ним относятся граждане:

  • Не достигшие 18 лет
  • Недееспособные
  • Находящиеся в местах лишения свободы
  • Нерезиденты РФ и лица без гражданства

Также под действие указанной статьи попадают организации, чья деятельность не разрешена законом.

Основанием для регистрации электронного СМИ является заявление, в котором должны содержаться:

  • сведения об учредителях (ФИО, адрес, телефон, реквизиты);
  • точное наименование, форма, язык;
  • фактический адрес редакции;
  • территория распространения, тематика, периодичность выхода, объем и тираж (для печатных изданий);
  • источники финансирования.

Из документов понадобятся:

  • ЕГРЮЛ и учредительная документация (оригиналы либо нотариально заверенные копии), списки участников – для юрлиц;
  • заверенная копия паспорта – для физлиц;
  • право пользования доменом – для сетевых изданий;
  • опись вложения и папка-скоросшиватель (при предоставлении документов на бумажном носителе);
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • доверенность на представителя, оформленная нотариально.

Подать заявление можно:

  • лично;
  • по почте;
  • через Портал государственных услуг (сканы документов в электронной форме).

Срок оказания услуги – 30 суток. Каждому заявлению присваивается входящий номер в реестре, по которому можно отслеживать статус обращения.

Частный случай – регистрация блогеров (ФЗ №97 от 05.10.2014 года). Блогер отличается от владельца электронного сайта, зарегистрировавшего сетевое издание. Если число посетителей блога превысило 3 000 уникальных пользователей за сутки, то владелец ресурса (физическое лицо) обязан пройти процедуру регистрации СМИ: оформить участие в специальном реестре Роскомнадзора. Если у блогера есть спонсор или донаты более 15 000 рублей от иностранцев, то он обязан об этом уведомить Роскомнадзор на основании ст.19.2. ФЗ № 2124-1 от 27.12.1991 года.

Стоимость регистрации СМИ

Госпошлина в силу п. 11) и п. 12) ст.333.33 ФЗ №117 от 05.08.2000 года составляет:

  • -

    8 000 рублей – внесение и корректировка записи (при распространении информации в РФ, за ее пределами, в 2 и более субъектах РФ);

  • -

    4 000 рублей – внесение и корректировка записи (при распространении информации на территории субъекта РФ или муниципального образования).

Перерегистрация СМИ

Помимо первичной регистрации СМИ в Роскомнадзоре, необходимо своевременно вносить корректировку в государственный реестр при изменении:

  • учредителя или состава соучередителей;
  • фирменного наименования;
  • формы распространения данных;
  • языка;
  • территории распространения инфопродуктов;
  • тематики (специализации);
  • доменного имени сайта.

Учредитель во всех указанных случаях вправе лично обратиться в Роскомнадзор с заявлением о внесении изменений. В силу ст. 11 Закона РФ №2124-1 от 27.12.1991 года необходимо уведомить представителей службы в течение 1 месяца со дня соответствующей корректировки(ок).

Регистрация СМИ в России – процедура длительная, требующая строгого соблюдения порядка и сроков предоставления документации в Роскомнадзор. Если процесс регистрации традиционных (печатных) СМИ более-менее понятен, то с электронными изданиями – не все так однозначно. В последнем случае потребуется знание нюансов правовой и законодательной базы, относительно новой для российского рынка. Оптимальное решение – обратиться к юристу по интеллектуальной собственности с практическим опытом взаимодействия с Роскомнадзором.

Наши ведущие специалисты
Ольга Шумикова
Ольга Шумикова
Руководитель юридического отдела
Станислав Мельник
Станислав Мельник
Руководитель адвокатской фирмы "РосКо"
Иван Рыбаков
Иван Рыбаков
Руководитель корпоративной практики
Дарья Патапкина
Дарья Патапкина
Руководитель международной корпоративной практики
Глеб Невейкин
Глеб Невейкин
Руководитель миграционной практики
Алексей Некенов
Алексей Некенов
Юрист
Виктория Галенковская
Виктория Галенковская
Юрист
Дарья Савина
Дарья Савина
Юрист
Ксения Комарова
Ксения Комарова
Юрист
Арташес Гаспарьян
Арташес Гаспарьян
Юрист
Дарья Лазоренко
Дарья Лазоренко
Специалист отдела развития
Тавус Мурадова
Тавус Мурадова
Специалист отдела развития
Мария Ремизова
Мария Ремизова
Специалист отдела развития
Елена Рябчинская
Елена Рябчинская
Переводчик
Вас также может заинтересовать