Врачи в чатах и социальных сетях. Можно ли им доверять?

Вопрос об оказании медицинской помощи через Интернет в нашей стране в настоящее время является не столько актуальным, сколько спорным и широко обсуждаемым. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что многие услуги, включая государственные, переходят в цифровой формат. Однако по причине того, что медицинские услуги имеют свою специфику, возможность их получения через Интернет – вопрос неоднозначный.

Данный вопрос решается в двух направлениях: медицинском и правовом. Медицина решает вопрос о наличии объективной возможности оказать медицинскую помощь через Интернет (то есть в полном объеме, качественно, без искажения данных, исключая врачебную ошибку). Закон говорит о наличии или отсутствии правового регулирования процесса оказания такой помощи.

МЕДИЦИНСКИЙ ЮРИСТ

Можно ли оказать медпомощь дистанционно?

Большинство врачей, для которых медицина – это не способ заработать, а профессия, говорят о том, что в полном объеме медицинская помощь через интернет невозможна, потому что нет прямого контакта с пациентом. Такая помощь не может быть качественной. Экран монитора не дает возможность правильно оценить состояние пациента (например, искажается цвет кожного покрова, размер образования или раны, нет возможности провести прощупывание и пр.). Сам пациент в силу разных причин также не всегда может достоверно передать свое состояние или информацию о своем здоровье. Кроме того, не все умеют пользоваться Интернетом. По мнению большинства врачей, наиболее правильным и надежным способом взаимодействия врача и пациента является очное общение – врач смотрит пациента, беседует с ним, изучает медицинские документы пациента и делает вывод.

А что говорит закон?

Вопрос правового регулирования оказания медицинской помощи через Интернет решён не так давно. В январе 2018 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В нем появилась новая статья – 36.2 «Особенности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий».  Кроме того, Приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н был утвержден Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. Он устанавливает основные правила оказания телемедицинской помощи. Этот порядок в равной степени действует для государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения.

По закону медицинская помощь с применением телемедицинских технологий оказывается только через портал государственных услуг. На портале государственных услуг регистрируется как врач, так и пациент. Именно этот портал обеспечивает соблюдение требований по защите персональных данных. Персональные данные о состоянии здоровья пациента на этом портале передаются по защищенным каналам связи. Это важно. Дело в том, что врач и медицинская организация несут юридическую ответственность за разглашение персональных данных, нарушение врачебной тайны. Утечка персональных данных возможна в ходе передачи информации по сети Интернет. По этой причине, например, даже сканированные копии медицинских документов без согласия пациента передавать по электронной почте не желательно.

ЮРИСТ - Медицинский юрист ЮРИСТ - Медицинский юрист
 Все остальные способы связи врача и пациента (в социальных сетях, через специальные приложения по мобильному телефону, через СМС сообщения, видео – связь) незаконны. Поэтому, считаем, что врачам ни в чатах, ни в социальных сетях доверять нельзя. Тем более, что в таком случае нельзя точно знать, является ли человек на другом конце провода врачом.

К медицинской помощи с применением телемедицинских технологий предъявляются те же требования, что и к медицинской помощи, которая оказывается очно. Отличие только в способе передачи информации.

Телемедицинская помощь также оказывается медицинским работником – врачом с высшим медицинским образованием и свидетельством аккредитации по специальности. У медицинской организации должна быть лицензия на осуществление медицинской деятельности. Данная медицинская услуга должна быть внесена в лицензию.

Требования к качеству такой помощи также сохраняются. Телемедицинская помощь оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций.

Предварительным обязательным условием оказания телемедицинской помощи также является информированное добровольное согласие пациента. Такое согласие дается письменно. Результат оказания медицинской помощи также подлежит документальному оформлению. Все медицинские документы в электронном виде подписываются усиленной электронной цифровой подписью.

ЮРИСТ ПО МЕДИЦИНСКИМ СПОРАМ

Форматы телемедицинской помощи

Закон устанавливает следующие форматы телемедицинской помощи:

  • лечащий врач – пациент и (или) его законный представитель;

  • лечащий врач – пациент и (или) его законный представитель + врач другой медицинской организации;

  • лечащий врач – врач другой медицинской организации (или консилиум врачей).

Однако на практике в настоящее время телемедицинская помощь, как правило, предоставляется в формате лечащий врач – пациент и (или) его законный представитель + врач другой медицинской организации или лечащий врач – врач другой медицинской организации (или консилиум врачей).

Важно обратить внимание на то, что пациенту телемедицинская помощь в формате врач – пациент и (или) его законный представитель оказывается только после того, как пациенту поставлен диагноз очно. До очной постановки диагноза возможна только предварительная консультация, сбор данных. 

В случае, если телемедицинская помощь оказана некачественно, юридическая ответственность наступает в общем порядке в зависимости от ситуации и тяжести последствий. К медицинской организации может быть предъявлен иск о взыскании ущерба и морального вреда. Врач может быть привлечен к уголовной ответственности. В рамках уголовного дела также возможен гражданско-правовой иск, но уже к врачу.