Какие шаги должен предпринять налогоплательщик, чтобы проявить «должную осмотрительность» при выборе потенциального партнера?
Налогоплательщики давно смирились с тем, что государство фактически перекладывает на добросовестного налогоплательщика риск неисполнения налоговых обязательств его контрагентом.
Для того чтобы впоследствии избежать негативных налоговых, гражданско-правовых последствий в результате операций с «проблемным» партнером, необходимо иметь в наличии перечень определенных документов, подтверждающих проявление налоговой безопасности.
Признаки деятельности с высоким налоговым риском
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС РФ www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».
Так, налоговики рекомендуют налогоплательщикам ориентироваться на следующие критерии самостоятельной оценки рисков (п.12 письма Минфина РФ от 11.12.2015 г. №03-07-14/72647):
- отсутствие личных контактов руководства поставщика и руководства покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя (представителя) контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС РФ www.nalog.ru).
Наличие такого рода признаков говорит о высокой степени налогового риска и квалификации потенциального контрагента как фирмы-«однодневки».
КРИТЕРИИ ФИРМ - «ОДНОДНЕВОК»
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» - 1 ЧАСТЬ
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ РАБОТЕ С ФИРМАМИ-«ОДНОДНЕВКАМИ» - 2 ЧАСТЬ
Кроме того, налоговики приводят дополнительные факторы, повышающие налоговые риски:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах нестандартных условий (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- наличие операций с неликвидными ценными бумагами (например, собственных векселей контрагента), а также выдача (получение) займов без обеспечения;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика.
Судебная оценка проявления должной осмотрительности
Арбитражные суды по-разному оценивают достаточность тех или иных документов, собранных налогоплательщиком о деятельности своего контрагента.
Соответственно, при заключении сделок налогоплательщик должен не только затребовать учредительные документы и убедиться в наличии у контрагентов статуса юридического лица, но и удостовериться в личности лиц, действующих от имени юридических лиц, а также о наличии у них соответствующих полномочий. Кроме того, налогоплательщик должен был заручиться документами, подтверждающими наличие необходимых ресурсов у потенциального контрагента, истребовать налоговую отчетность (Постановление АС Уральского округа от 03.06.2016 г. №А50-15469/2015).
В другом деле судьи сочли достаточным следующий пакет документов контрагента: копии и изменения к уставу, решение участника о создании организации, о назначении на должность руководителя (директора), приказ о назначении директора, свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет, письма территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов статистики, а также банков об открытии расчетных счетов (Постановление АС Поволжского округа от 31.05.2016 г. №А12-34319/2015).
Алгоритм проверки потенциального контрагента
Исходя из разъяснений налоговых органов, а также анализа судебной практики, представляем алгоритм проверки контрагента с целью проявления должной осмотрительности.
1 Этап. Использование электронных ресурсов.
Получить информацию можно на официальном сайте ФНС РФ в подразделе «Проверьте, не рискует ли Ваш бизнес?») - https://egrul.nalog.ru. В этой вкладке можно получить следующие сведения (достаточно «провалиться» в каждый из подразделов):
- о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении обществом с ограниченной ответственностью 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юридических лиц, публикуемые в журнале «Вестник государственной регистрации»;
- о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ;
- о дисквалифицированных лицах и о юридических лицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами («массовый адрес»);
- о лицах, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке;
- о юридических лицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует;
- о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и (или) не представляющих налоговую отчетность более года;
- о физических лицах, являющихся руководителями или учредителями (участниками) нескольких юридических лиц (для выявления «массового» руководителя).
Кроме того, можно воспользоваться сервисом https://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000 (список недействительных паспортов, который может использоваться любым заинтересованным лицом или организацией).
2 Этап. Запросить у контрагентов заверенные копии следующих документов:
- устав организации;
- свидетельства о государственной регистрации и о постановке на налоговый учет;
- решение об избрании (назначении) руководителя организации;
- паспорт руководителя потенциального контрагента;
- выписку из ЕГРЮЛ;
Копию паспорта желательно сличить с оригиналом или проверить подлинность на сайте ФМС РФ.
- бухгалтерскую и налоговую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки (с 1 июня 2016 г. данная информация публикуется на сайте ФНС РФ).
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Например, в ряде случае необходимо запросить лицензию на осуществление контрагентом лицензируемого вида деятельности.
ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ