Учетная политика любого хозяйствующего субъекта является основой составления его внутренней документации. При первичной разработке такого документа можно воспользоваться подходящим для вашей компании и ее деятельности примером учетной политики, особенно когда нет ответственного за ее разработку главбуха.
Законодательством установлено, что УП обязана быть в каждой компании. В соответствии с данным документом, налоговые инспекторы или потенциальные партнеры могут получить информацию о финансовом состоянии компании.
Существует две УП, которые обязательно необходимо разработать в организации: бухгалтерская и налоговая. В соответствии с ними создаются правила ведения отчетности.
Особенности разработки учетной политики
УП зачастую создается сразу же после прохождения процедуры регистрации компании. Она действует из года в год и может корректироваться впоследствии, если это будет необходимо. Создание и утверждение бухгалтерской УП должно произойти в период до 90 дней с даты регистрации. Для налоговой сроки не определены, но лучше всего это осуществить в течение первого месяца деятельности компании, в связи с необходимостью бизнеса на упрощенном режиме налогообложения ежемесячного внесения авансовых платежей налога на прибыль.
При отсутствии понимания создания УП, пример ее можно найти в открытом доступе в интернете. Составить документ можно на каждый учет в отдельности или же объединить два в один единый. Созданную УП нужно проверить на соответствие законодательным нормам. В политике для целей налогообложения должные быть прописаны алгоритмы исчисления налога на прибыль, НДС и УСН, если компания работает на «упрощенке».
Помимо указанных учетов, компания может создать политику управленческого учета. Его правила не отражены в законодательстве, поэтому можно сформировать его произвольно или использовать готовый пример компаний, аналогичных с вашим видом деятельности.
Что учитывать при использовании готовых примеров учетной политики
Для составления правильных документов по примеру других учетных политик организаций, необходимо учитывать некоторые нюансы. Например, даже для компаний одних организационно-правовых форм правила составления будут совершенно разными. Если УП ООО будет описана согласно упрощенному режиму налогообложения, то в Приказ должен содержаться пункт о возможности выбора учета, что определено п. 7.2 ПБУ 1/2008. Если ООО не имеет права на УСН режим, нужно переработать взятый пример и учесть рекомендации федеральных или отраслевых стандартов бухучета.
Дополнительно при разработке УП нужно понимать, какие первичные документы и счета бухгалтерского учета использует компания, как ведется учет запасов и МБП, какой методикой будет начисляться амортизация и т.д. Необходимо, чтобы документация полностью отражала все используемые хозяйственные операции компании. То, что не применяется в компании, указывать не нужно. То есть получается, что можно исключить учет нематериальных активов, если в процессе осуществления работ компании они не участвуют.
Как использовать пример учетной политики организаций
Чтобы избежать ошибок и учесть действующее законодательство, стоит брать в пример учетную политику, сформированную в предыдущем году.
Для компаний любых ОПФ порядок создания УП будет практически одинаковым. Необходимо:
-
определить элементы учета;
-
составить структуру документа;
-
назначить исполнителей;
-
утвердить УП Приказом.
Ориентироваться при этом нужно на УП компаний со схожей сферой деятельности. Используйте готовый пример учетной политики и внесите изменения по каждому пункту, в соответствии с особенностью бизнеса вашей компании. Может потребоваться исключение одних видов учета и дополнение другими.
Если вариант с применением готовой УП окажется для вас не оптимальным, можете заказать процедуру составления учетной политики в специализированной компании. Например, опытные бухгалтеры «РосКо» готовы разработать необходимые документы в соответствии со спецификой вашего бизнеса.