Некоторые аспекты регистрации и деятельности религиозных объединений: государственная религиоведческая экспертиза

Несомненно, как регистрация, так и деятельность религиозных объединений имеет свою специфику. Эта специфика связана с целями создания такой организации – совместное исповедание и распространение веры. Нередко именно этот аспект является поводом для пристального внимания государственных органов, как на этапе государственной регистрации, так и в течении деятельности объединения.

Особенности, связанные с процедурой регистрации религиозных объединений подробно рассмотрены нами в предыдущих публикациях.

В настоящем материале остановимся на отдельных аспектах регистрации и деятельности объединения, которые на практике могут вызвать вопросы, как со стороны организации, так и со стороны контролирующих органов.

Как ранее указывалось, религиозные объединения подразделяются на:


  • Религиозные группы;
  • Религиозные организации.

Напомним, религиозные группы не регистрируется в качестве юридического лица и создается в уведомительном порядке.

Государственной регистрации в качестве юридического лица подлежат религиозные организации. Для регистрации религиозной организации готовится установленный законом пакет документов, уплачивается государственная пошлина.

Религиоведческая экспертиза – это одна из форм контроля за деятельностью религиозных организаций, как на этапе ее регистрации, так и в период деятельности уже зарегистрированной организации.

Религиоведческая экспертиза направлена на:


  • определение религиозного характера организации на основании учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
  • проверку и оценку достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией документах, относительно основ ее вероучения;
  • проверку соответствия заявленных при государственной регистрации форм и методов деятельности религиозной организации формам и методам ее фактической деятельности.

На этапе государственной регистрации проведение религиоведческой экспертизы может продлить процедуру регистрации на срок не более 6 (шести) месяцев.

АУТСОРСИНГ БУХГАЛТЕРИИ ЦЕНЫ

Отметим, что данная экспертиза не является обязательным этапом регистрации религиозной организации. Она назначается по запросу Министерства юстиции РФ (его территориального органа) в ряде случаев.

Запрос на проведение экспертизы должен быть обоснованным.

В запросе обосновывается:

  • необходимость проведения экспертизы;
  • определяются вопросы, требующие экспертной оценки.

Установленные основания для проведения экспертизы нельзя признать четкими. Но в целом можно сказать, что такая экспертиза назначается, когда у Министерства юстиции РФ (его территориального органа) возникают сомнения в части соответствия заявленных целей, методов, видов деятельности законодательству и (или) религиозному вероучению.

Такая экспертиза, в частности, может быть назначена для исключения признаков террористической, экстремистской и прочей деструктивной составляющей в деятельности религиозной организации.

Для проведения экспертизы Минюст России (его территориальный орган) направляет в Экспертный совет при территориальном Управлении Министерства юстиции России мотивированный запрос о проведении экспертизы.

Основанием для проведения экспертизы при регистрации религиозной организации является:

  • поступление в Минюст России (его территориальный орган) заявления о государственной регистрации религиозной организации, не имеющей подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией того же вероисповедания;
  • в иных случаях при возникновении при государственной регистрации и (или) осуществлении контроля за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей и порядка ее деятельности вопросов, требующих специальных знаний.

После государственной регистрации экспертиза проводится:

  • при внесении изменений, в устав религиозной организации (в том числе в ее наименование), если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании организации;
  • при необходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религиозного объединения (вероисповедания; совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучения религии и религиозного воспитания своих последователей);
  • при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;
  • при вступлении в законную силу решения суда о признании гражданина, являющегося членом (участником) религиозной организации, лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность;
  • при вступлении в законную силу решения суда о признании экстремистскими материалов, изготовляемых или распространяемых религиозной организацией.

Перечень случаев для проведения экспертизы является исчерпывающим. Запрос, содержащий случаи не входящие в данный перечень не подлежит рассмотрению.

Порядок проведения религиоведческой экспертизы установлен ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997 года и Приказом Министерства юстиции РФ № 53 от 18.02.2009 года.

На заседании экспертного совета может присутствовать, давать необходимые пояснения, представлять документы представитель религиозной организации, в отношении которой назначена экспертиза.

Экспертный совет привлекается постольку, поскольку решение поставленных вопросов требует специальных познаний в области конкретной религии, вероучения. Поэтому, в состав экспертного совета входят постоянные члены – специалисты в конкретных областях: государственные служащие, ученые – религиоведы, специалисты в области отношений государства и религиозных объединений. В качестве консультантов к работе совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.

По результатам экспертизы формируется заключение.

В экспертном заключении отражаются:

  • время и место проведения экспертизы;
  • основания для ее проведения;
  • фамилия, имя, отчество представителя религиозной организации, присутствовавшего на заседании Совета (Совета при Управлении);
  • вопросы, поставленные перед экспертами;
  • информация об объектах и документах, представленных для экспертизы;
  • содержание и результаты исследований;
  • оценка результатов исследования, мотивы и доводы, положенные в основу решения, выводы по поставленным вопросам и их обоснование;
  • наименования документов, прилагаемых к экспертному заключению.

Если при проведении экспертизы установлены обстоятельства, имеющие значение для ее результатов, но не указанные в запросе, экспертный совет может включить выводы по этим обстоятельствам в экспертное заключение.

Интересный и важный нюанс. Экспертное заключение имеет для Минюста России (его территориального органа) рекомендательный характер.

Информация о проведенной религиоведческой экспертизе является общедоступной. Экспертное заключение и особое мнение экспертов подлежат опубликованию на официальном сайте Минюста России (его территориального органа).

Приведем несколько примеров экспертного заключения.

РЕГИСТРАЦИЯ -Регистрация НКО РЕГИСТРАЦИЯ -Регистрация НКО

Пример 1

Экспертиза проводилась в отношении ранее зарегистрированной, фактически действующей Местной религиозной организации мусульман. Проверка проводилась Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Минюста России по г.Санкт-Петербургу в отношении Местной религиозной организации мусульман Санкт-Петербурга «Мекка».

Интересы Организации представлял Валиев Ринат Ахатович, действующий на основании Указа ДУМЕР.

Выдержка из экспертного заключения.

«….Организация, является религиозным объединением мусульман в составе и под каноническим управлением ДУМЕР, образована в целях совместного исповедания и распространения Ислама.

Согласно запросу Главного управления… перед экспертами поставлены следующие вопросы:

- соответствует ли фактическая деятельность Организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации;

- соответствует ли порядок назначения руководящих органов Организации порядку, определенному религиозным вероучением Ислам.

1. О соответствии фактической деятельности Организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации:

1.1. …. Из пояснений Валиева Р.А. следует:

Организация осуществляет следующую деятельность:

- проводит еженедельные курсы татарского, арабского языков и основ Ислама;

- содействует в организации паломничества в священные места;

- выпускает календари с временем намазов и еженедельно раздает их у мечети;

- проводит намазы в Соборной мечети и в помещении по адресу Кронверкский пр., д. 31;

- осуществляет благотворительную деятельность;

- членами Организации являются суниты, в том числе ханафитского и шафиитского мазхаба;

- единственным священнослужителем – имамом Организации, является ее Председатель – …., который совершает коллективные намазы среди членов Организации.

1.2. Экспертный совет установил:

- основная деятельность Организации носит преимущественно просветительский характер, связанный с изучением арабского и татарского языка; изучение арабского языка необходимо для чтения Корана, однако не может рассматриваться как форма религиозной деятельности или самостоятельный вид религиозного образования;

- публичные информационные материалы в помещениях, используемых Организацией по адресу Кронверкский пр. 31, свидетельствовали только о проведении занятий по изучению указанных языков и не имели указания на дисциплины религиозного образования, а также формы религиозной деятельности;

- площадь помещения, используемого Организацией для занятий, не более 6 кв.м.; данная площадь не позволяет провести намаз более трем верующим;

- помещение магазина «Мекка», которое предоставляется ИП Валиев для проведения членами Организации коллективных намазов, также не предназначено для указанной деятельности Организации и не может вместить более 5 – 6 верующих;

- указанные помещения не позволяют совершать коллективные и регулярные намазы, а Организация не соответствует положениям статьи 8 Закона о религиозных объединениях, согласно которым местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников;

- ДУМЕР не утверждал Валиева Р.А. в качестве священнослужителя, поскольку тот не имеет документов, подтверждающих его духовное образование; деятельность возглавляемой им Организации утратила религиозный характер (письмо ДУМЕР от 14.12.2011 (исх. №424-ДУ);

- по информации Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России Валиев Р.А. и возглавляемая им Организация за период своего существования…. никаких общественно-значимых религиозных мероприятий не проводили, члены Организации Соборную мечеть и Джума-мечеть Приморского района не посещают…, совместных и коллективных мероприятий с Соборной мечетью не проводят.

С учетом изложенного, поскольку Организация осуществляет не религиозную, а преимущественно культурно-просветительскую деятельность, сделать вывод о соответствии фактической деятельности Организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации не представляется возможным.

2. О соответствии порядка назначения руководящих органов Организации порядку, определенному религиозным вероучением Ислам:

….

В нарушение пункта 5.16 Устава Валиев Р.А…. был утвержден Председателем Организации, не являясь при этом ее священнослужителем, поскольку не соответствовал пункту 6.1. Устава, согласно которому священнослужитель должен иметь духовное образование. Таким образом, порядок назначения руководящих органов Организации, предусмотренный ее Уставом не соблюдается.

3. О деятельности Организации, в том числе внесении изменений в ее устав:

3.1. В Экспертный совет представлена информация от Религиозной организации «Региональное объединение мусульман Санкт-Петербурга (Соборная Мечеть)» от 13.02.2012 (исх. №08) из которой следует, что руководителем Организации Валиевым Р.А. может осуществляться деятельность по распространению экстремистских материалов, разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни в Санкт-Петербурге.

Вместе с тем, в ходе проведения государственной религиоведческой экспертизы в отношении Организации фактов распространения экстремистских материалов, разжигания межрелигиозной и межнациональной розни не выявлено.

….

На основании изложенного, единогласным решением присутствующих членов Экспертного совета принято экспертное заключение об отсутствии признаков соответствия фактической деятельности Организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации, а также нарушении порядка назначения руководящих органов Организации, определенного религиозным вероучением Ислам, и закрепленного в этой части в Уставе Организации».

Пример 2

Проверка проводилась Экспертным советом по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан. Проверка проводилась в отношении Местной мусульманской религиозной организации «Табын - Телеу» д. Малоказаккулово и д. Сурман Учалинского района Республики Башкортостан.

Выдержка из экспертного заключения.

«Перед экспертным советом поставлены следующие вопросы:

1. Является ли Местная мусульманская религиозная организация «Табын-Телеу» д. Малоказзакулово и д. Сурман Учалинского района Республики Башкортостан религиозной организацией?

2. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Местной мусульманской религиозной организации «Табын-Телеу» д. Малоказзакулово и д. Сурман Учалинского района Республики Башкортостан документах, достоверными?

3. Соответствует ли порядок назначения руководящих органов Местной мусульманской религиозной организации «Табын-Телеу» д. Малоказзакулово и д. Сурман Учалинского района Республики Башкортостан порядку, определенному религиозным вероучением Ислам?

4. Соответствует ли порядок назначения руководящих органов Местной мусульманской религиозной организации «Табын-Телеу» д. Малоказзакулово и д. Сурман Учалинского района Республики Башкортостан порядку, определенному действующим законодательством?»

По вопросам № 1 и № 2 экспертным советом сделан положительный вывод о соответствии. По вопросам № 3 и № 4 экспертным советом сделан отрицательный вывод – о несоответствии.

Окончательный вывод:

«На основании изложенного, единогласным решением присутствующих членов Экспертного совета принято экспертное заключение о несоответствии представленных на государственную регистрацию документов Местной мусульманской религиозной организации «Табын-Телеу» д. Малоказзакулово и д. Сурман Учалинского района Республики Башкортостан основам вероучения, действующему законодательству и Уставу в части порядка назначения руководящих органов и процедуры избрания Имам-хатыба Местной мусульманской религиозной организации «Табын-Телеу» д. Малоказзакулово и д. Сурман Учалинского района Республики Башкортостан».