Единое таможенное пространство: Россия, Белоруссия, Казахстан

6 октября 2007 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза.

Как указано в тексте Договора таможенный союз создавался в целях обеспечения свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли таможенного союза с третьими странами, а также развития экономической интеграции Сторон Договора.

Принципом создания таможенного союза является установление единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Исключение составляют специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Таможенный союз предполагает применение сторонами – участники таможенного союза единого таможенного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами (государствами, не являющимися участниками таможенного союза).
ЮРИСТ - Юр.обслуживание ЮРИСТ - Юр.обслуживание

В настоящее время сформирована необходимая правовая база деятельности таможенного союза, разработка которой предусмотрена Договором 6 октября 2007 г.

Так, Решением Совета Евразийской экономической комиссии № 54 от 16 июля 2012 г. утвержден и применяется Единый таможенный тариф Таможенного союза. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС). Он представляет собой свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

Соглашением от 20 мая 2010 г. установления и применения Сторонами – участницами порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов, сборов, имеющих эквивалентное действие).

Соглашением от 25 января 2008 г. утверждены Единые правила страны происхождения товаров. Данное соглашение регулирует правила определения страны происхождения товара на единой таможенной территории государств Сторон – участниц в отношении товаров, происходящих из третьих стран, за исключением товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и стран. Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждаются отдельным соглашением между Сторонами – участницами.

Соглашением от 25 января 2008 г. утверждено Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. Данное Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза.

Решением Комиссии таможенного союза № 525 от 28 января 2011 г. утверждена Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза. В Методологии изложены основные правила учета данных о внешней и взаимной торговле государств - членов Таможенного союза.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) № 17 от 27 ноября 2009 г. принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза является основным документом, регулирующим взаимоотношения стран участниц таможенного союза.

 Положения данного кодекса имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства таможенного союза. (ст. 1 Договора Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый в Минске 27 ноября 2009 г.).

Данным документом установлен унифицированный порядок таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы. В Таможенном кодексе решены вопросы таможенного контроля.

Датой начала действия Таможенного союза можно назвать 01 июля 2010 г. Именно с этой даты в отношении Российской Федерации и Республики Казахстан начал действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятый в Минске 27 ноября 2009 г. В рамках данного Договора принят Таможенный кодекс Таможенного союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза определил важное для взаимоотношений Сторон – участниц понятие «единая таможенная территория Таможенного союза».

Согласно положениям Таможенного кодекса единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. В соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов таможенного союза (п.п. 1, 3 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза).

Таможенное законодательство таможенного союза, помимо Таможенного кодекса, включает в себя также:

  •  международные договоры государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
  • решения Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного союза (п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса таможенного союза).

Данные документы принимаются Сторонами – участницами по отдельным вопросам деятельности таможенного союза, в частности, по вопросам налогообложения.

Существенным моментом является то, что с момента создания единой таможенной территории Стороны не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры.

Кроме того, с момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров, который каждая из Сторон предоставляет любой третьей стране на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который данная Сторона предоставляет другим Сторонам.

Эксперты в качестве позитивных сторон создания единой таможенной территории выделяют наличие свободного и равного доступа Сторон к транспортным, энергетическим ресурсам. Наличие единой таможенной территории означает общий рынок товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала, что будет способствовать повышению устойчивости к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Появление новых возможностей для развития бизнеса.

К недостаткам таможенного союза относят страх к возврату «общего пространства» - Таможенный союз во многом декларативен. Несправедливое, с точки зрения казахов, белорусов, распределение таможенных платежей между участниками союза. Россия как важнейший экспортер, рассчитывает на большую часть сборов. Из общего правила свободного перемещения товаров внутри Таможенного союза уже сделаны исключения - контрабанда низкокачественных китайских товаров в Россию будет расти через кыргызстанско-казахстанскую границу, поскольку там нет надлежащего уровня таможенного контроля. Разные ставки НДС в странах участницах – Противоречия в национальном законодательстве и документах Таможенного союза.