Делегирование обязанностей

Делегирование – это передача обязанностей подчиненным, обладающим достаточными знаниями и квалификацией. Руководитель должен поставить четкую задачу и наделить сотрудника полномочиями для ее решения. Поговорим о том, как правильно делегировать, и на какие моменты стоит обратить внимание.

Преимущества делегирования

К основным плюсам делегирования можно отнести:

  • формирование команды и выявление управленческих резервов;

  • хороший опыт для сотрудников, так как они могут применить полученные навыки и профессиональные компетенции на практике;

  • раскрытие потенциала и возможностей подчиненных;

  • экономия ресурсов – времени и сил руководителя;

  • мотивация кадров за счет постановки интересных и разнообразных задач.

Чем успешнее вы распределяете обязанности между своими подчиненными, тем легче становится управление. Но не нужно забывать, что при делегировании ответственность руководителя за принятые решения и результаты работы не уменьшается.

ЭФФЕКТИВНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Почему не получается делегировать

Корень проблемы кроется в психологии межличностных отношений. Многие руководители не допускают автономии решений и не обладают таким качеством, как гибкость. Они привыкли все держать под жестким контролем, доверяют другим лишь рутинные и неинтересные задачи.

Лидеры не всегда осознают, что подобное поведение убивает творческий подход и энтузиазм исполнителей. Подчиненные ощущают прессинг, и воспринимают диктатуру начальника как ущемление собственного авторитета. В результате часто возникают инциденты саботажа труда. Недовольство возрастает.

Основные причины противодействия делегированию:

  • занятость руководителя – старайтесь находить время на объяснение делегируемых заданий, чтобы не разочаровываться в результатах;

  • недостаточная осведомленность сотрудников о задачах и путях их решения – нужно уметь правильно передавать дела;

  • самонадеянность управленца – мысли по типу «никто не справится с этой задачей лучше меня» нужно искоренять;

  • страх конкуренции и потери контроля – зачастую необоснованный;

  • недостаточная компетентность специалистов – задумайтесь, не стоит ли нанять более сильного сотрудника (вопреки страху, что вас «подсидят»);

  • непонимание, как реагировать в случае отказа в исполнении задачи – часто это связано с недостатком опыта и знаний в конкретной области.

Если в фирме так сложилось, что «инициатива наказуема» – это сильный удар по самолюбию сотрудников. Хорошие специалисты надолго не задержатся под руководством человека, который не прислушивается к их мнению, а те, кто останутся, будут применять иждивенческий подход к труду.

ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ В КРИЗИС

При неправильном делегировании руководитель может столкнуться со следующими проблемами:

  • риск выбора неверного способа решения задачи в виду отсутствия нужных инструментов или опыта работы;

  • временные затраты на исправление неверных решений;

  • ухудшение климата в коллективе.

Если руководитель не сможет справиться с вопросом делегирования полномочий, у подчиненных появиться стремление к самоуправству. Негативными последствиями могут быть подрыв авторитета лидера, ухудшение качества работы, учащение ошибок и срывы дедлайнов. Поэтому так важно научиться распределять обязанности.

Мы в соцсетях Мы в соцсетях

Как этому научиться

Делегирование базируется на полномочиях и ответственности. Без определенных правил и должностных инструкций будет сложно передать дела. Поэтому начать нужно с описания и систематизации бизнес-процессов. Ведь в интересах руководителя – предоставить все ресурсы, необходимые для выполнения поставленной задачи.

КАДРОВЫЕ УСЛУГИ

Процесс делегирования включает:

  1. Поручение задачи профильному специалисту.

  2. Передачу полномочий и инструментов для ее выполнения.

  3. Формулирование обязательств – лучше фиксировать все этапы в деловой переписке, чтобы можно было отслеживать динамику выполнения задания.

При эффективном делегировании большую часть рутинных операций выполняют подчиненные, а руководитель концентрируется на управлении и контроле, занимается стратегическим планированием и другими, более приоритетными задачами. Нужно учиться мыслить стратегически, понимать сильные и слабые стороны каждого члена коллектива. Руководителю понадобятся чувство меры, дипломатичность и стрессоустойчивость: никто не говорил, что будет легко.

Для эффективного делегирования можно использовать следующий алгоритм действий:

  1. Указать конечный результат.

  2. Определить дедлайны.

  3. Обсудить нюансы в доверительной беседе.

  4. Распределить полномочия между сотрудниками.

  5. Поручить контроль за выполнением задачи компетентному специалисту.

  6. Уведомить коллег о том, как и почему были распределены обязанности.

  7. Поручить сотрудникам не только рутинные операции, но и добавить в рабочий процесс нотку творчества.

  8. Пресечь любые попытки вернуть полномочия.

  9. Замотивировать сотрудников на продуктивную работу.

В процессе применения указанной методики на практике могут возникать споры и недовольства. Работу над возражениями нужно проводить оперативно, без вреда для бизнес-процесса. Самое сложное – научиться доверять профессионалам, не мешать советами и как можно меньше критиковать. В конфликтной ситуации не опускайтесь до оскорблений: судите действия и поступки подчиненного, но не трогайте личность человека.

Материалы по теме Материалы по теме

Очень помогают управленческие тренинги. Их главная идея состоит в обновлении и дополнении имеющихся знаний и опыта в интенсивном режиме. Управленческие навыки можно развивать. С помощью определенных методик можно добиться увеличения осознанности в принятии решений.

Интересный факт: Крупные корпорации вкладывают миллионы долларов в обучение руководящего состава. Например, концерн Henkel проводит 130 семинаров для управленцев в год. Каждый топ-менеджер обязан по договору с работодателем посетить 2 и более мероприятия.

Рекомендации управленцам

Самое главное – определить границы делегирования полномочий. Полная передача обязанностей возможна лишь в кризисных условиях. В остальное время нужно четко понимать, какой зоной ответственности наделить каждого сотрудника и как диверсифицировать риски. Доверие к исполнителю должно быть, но не забывайте проверять промежуточные результаты труда, направлять и координировать деятельность подчиненных.

Попустительский тип управления может привести к расколу в коллективе и снижению мотивации к труду, а излишний авторитаризм убивает инициативу. И то, и другое приводит к негативным последствиям для бизнеса.

ПОДБОР ПЕРСОНАЛА

Всегда старайтесь соблюдать баланс интересов. Задача руководителя – сохранить власть и правильно разделить полномочия. Делегирование должно восприниматься сотрудниками как поощрение, а не как вынужденная необходимость. Людям нужна почва для инициатив и творчества: не ограничивайте людей в их стремлении сделать что-то полезное для общего дела. Рост объема полномочий должен быть прямо пропорциональным близости к руководству. Тогда подчиненные захотят выполнять задачи более качественно и быстро.

Если вовремя не перераспределить нагрузку, то дела либо встанут, либо руководитель столкнется с эмоциональным выгоранием и с перегрузкой. Замыкая на себе все решения, управленец рискует стать «узким горлом». В таком состоянии очень легко упустить из вида важные детали и не увидеть возможности, ведь нереально все делать самому.

ЮРИСТ - Юридическая консультация ЮРИСТ - Юридическая консультация

Запомните простую истину: чем больший объем функционала делегирует руководитель, тем точечнее и оперативнее должен проводиться централизованный контроль исполнения задач. Но все хорошо в меру. Не нужно давить на сотрудников: помогите людям раскрыть свои лучшие качества, и положительный эффект не заставит себя ждать.

Что нужно знать об испытательном сроке?
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Что нужно знать об испытательном сроке?
Услуги специалистов: https://rosco.su/kadry/trudovye-spory/ В этом видео мы подробно рассказываем о таком важном этапе трудоустройства, как испытательный срок. Что такое испытательный срок, каковы его главные особенности, права и обязанности работника и работодателя - ответы на все эти вопросы ждут вас в нашем новом ролике. Мы разберем нюансы законодательной базы Российской Федерации о допустимой продолжительности испытательного срока, обязательности его проставления в трудовом договоре и возможности увольнения во время этого срока. Также проконсультируем, как правильно вести себя во время испытательного срока и на что нужно обратить внимание. Информация в видео актуальна для соискателей, только начинающих свой трудовой путь, так и для опытных специалистов, планирующих сменить рабочее место. Перед просмотром не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Спасибо, что остаетесь с нами, желаем вам успешного просмотра! Таймкоды: 00:00 Вступление 00:50 А для всех ли новичков можно устанавливать испытательный срок? 02:29 Сколько можно «испытывать» сотрудника? 03:39 Какие периоды не входят в испытательный срок? 04:52 Можно ли уменьшать зарплату на период испытательного срока? 05:41 Как документально оформить условие об испытательном сроке? Читайте: https://rosco.su/press/chto-nuzhno-znat-ob-ispytatelnom-sroke/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Гендерное неравенство при трудоустройстве в России: статистика, проблемы и пути их решения
Услуги специалистов: https://rosco.su/kadry/trudovye-spory/ Таймкоды: 00:00 Вступление 00:42 Статистика по трудоустройству женщин 01:29 Типичные женские профессии 02:58 Гендерная структура 04:06 Как различаются заработки женщин от мужчин и от чего они зависят? 06:42 Статистика зарплат по регионам 07:23 Главные причины неравенства в оплате труда 08:56 Как сократить гендерное неравенство? В Счетной палате Российской Федерации сообщили, что на рынке труда по сей день наблюдается гендерная сегрегация. В отраслях с меньшими средними заработными платами традиционно превалируют женщины. Рассказываем, в каких сферах занятости больше всего женщин, какой разрыв между женскими и мужскими зарплатами, о причинах гендерного неравенства в стране и о том, как с ним бороться. Читайте также: https://rosco.su/press/gendernoe-neravenstvo-pri-trudoustroystve-v-rossii-statistika-problemy/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Отпуск в мае 2024 года: уйти или остаться?
Услуги специалистов: https://rosco.su/kadry/trudovye-spory/ Добро пожаловать на наш канал! Сегодняшний выпуск посвящен актуальной теме - планирование отпуска в мае 2024 года. Какие правовые нюансы следует учитывать, прежде чем принимать решение - уйти в отпуск или остаться? В этом видео опытный юрист поделится необходимым и важным знанием по вопросу. Он скажет вам о правах работников, возможных последствиях, даст советы по общению с работодателем и коллегами и предоставит практические советы, которые помогут вам сделать верный выбор и избежать лишних проблем. Мы уверены, что после просмотра нашего видео вы сможете с уверенностью решить, что лучше для вас в мае 2024 года: уйти в отпуск или остаться на своем рабочем месте. И помните, информация от юриста - это всегда весомый аргумент! Таймкоды: 00:00 Вступление 01:15 Как рассчитываются отпускные? 02:53 От чего зависит размер отпускных? 04:22 Выгоден ли отпуск в мае 2024 года? 07:10 Как извлечь выгоду из отпуска? Читайте также: https://rosco.su/press/otpusk-v-mae-2024-goda-uyti-ili-ostatsya/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit