Чем опасна частая смена юридического адреса компании?

Услуги по теме
Внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ
от 7 500 руб.

Адрес равно, как и наименование является ключевым критерием идентификации , который позволяет отличить одну организацию от другой. Адрес служит не только средством связи, но и является своего рода защитой прав потребителей, поскольку подлинность адреса – это один из показателей легальности действий, правдивости намерений организации.

Действующая редакция Гражданского кодекса РФ разводит такие понятия как место нахождения организации и ее адрес.

В Гражданском кодексе РФ сказано, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Таким образом, в настоящее время при установлении места нахождения в учредительных документах достаточно указать, например, город Москва.

По месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, осуществляется государственная регистрация юридического лица.

Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах и едином государственном реестре юридических лиц, а в случае если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в ЕГРЮЛ.

Кроме того, в Гражданском кодексе РФ сказано, что в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Под адресом места нахождения вероятнее всего понимается почтовый адрес.

Почтовый адрес включает описание места нахождения пользователя услугами почтовой связи с обязательным указанием почтового индекса и (или) обозначение с помощью символов адреса пользователя услугами почтовой связи в информационной системе организации федеральной почтовой связи. Данное понятие содержится в п.21 раздела II Правил оказания почтовой связи, утв. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций № 324 о 31.07.2014 г.

Правовые последствия частой смены адреса организации подробно рассмотрены:

  • в ГК РФ, ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • в Постановлении Пленума Верховного суда РФ № 25 от 23 июня 2015 г.;
  • в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 61 от 30 июля 2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»;
  • в совместном письме Минфина РФ и ФНС РФ № ГД-4-14/52 от 11 января 2016 г.

Частая смена адреса организацией без уведомления регистрирующего органа влечет недостоверность адреса заявленного в ЕГРЮЛ.

Недостоверность означает то, что «…адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом» (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.06.2013 г.).

Обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности адреса, также подробно раскрыты в Постановлении Пленума ВАС РФ № 61 от 30.06.2013 г. и выявляются в ходе налоговых проверок (абз.2 п. 2 Постановления).

По мнению ВАС РФ о недостоверности адреса говорят следующие факты:

  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
  • имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться».

Законодательство РФ выделяет ряд последствий недостоверности адреса юридического лица (ст. 54 ГК РФ, подп. «р» п. 1 Закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 года), а именно:

  • недостоверность сведений заявленных об адресе может повлечь изначально отказ в государственной регистрации юридического лица;

«Регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица» (п.3 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.06.2013 г.).

  • недостоверность сведений об адресе в дальнейшем порождает последствия неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ;

Эти последствия выражаются в том, что сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В статье 165.1 Гражданского кодекса РФ сказано: «Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним».

  • недостоверность сведений об адресе порождает риск отсутствия по указанному адресу органа или представителя организации;

Этот риск также выражается в вероятности неполучения уведомлений, сообщений, важной корреспонденции от судебных, фискальных органов, по сделкам, и пр.

«…юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе…, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.)». В качестве исключения ВАС РФ указывает случаи «когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица» (абз.2 п.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 от 30.06.2013 г.).

  • недостоверность сведений об адресе может повлечь ликвидацию юридического лица.

ВАС РФ в п. 6 Постановления Пленума № 61 от 30.06.2013 г. указывает: «при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица».

На стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд может предложить организации принять меры по устранению нарушения путем представления достоверных сведений об адресе.

 Если указания суда останутся без исполнения, организация по решению суда будет ликвидирована. Данное поведение будет оцениваться судом как грубое нарушение законодательства при осуществлении деятельности.

Если указания суда будут исполнены путем предоставления достоверного адреса, регистрирующий орган представит в суд отказ от требования о ликвидации. Однако, такой отказ не станет основанием для возмещения судебных расходов организации - ответчику за счет истца, за исключением случаев, когда суд установит, что до обращения с иском о ликвидации регистрирующий орган не принял мер, направленных на побуждение организации к устранению нарушения.

Таким образом, организация при смене адреса, обязана в своих же интересах, во избежание негативных последствий, уведомлять регистрирующий орган, вносить соответствующие изменения.

Действия организации при смене адреса четко прописаны в законодательстве РФ и содержатся в Письме Минфина РФ и ФНС РФ № ГД-4-14/52 от 11 января 2016 г.

Смена адреса организации, как правило, влечет внесение изменений в ЕГРЮЛ.

ЕГРЮЛ является общедоступным источником информации. Актуальность сведений государственного реестра позволит всем заинтересованным лицам своевременную связь с организацией, а юридическому лицу это позволит избежать различные негативные последствия, в том числе в финансовой сфере.

ВАС РФ в п. 10 Постановления Пленума № 61 от 30.06.2013 г. обращает внимание на случаи, когда смена адреса влечет внесение изменений в учредительные документы: «….необходимо иметь в виду, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица».

ФНС РФ в Письме № ГД-4-14/52 от 11 января 2016 г. указывает на то, что при принятии решения об изменении места нахождения (адреса юридического лица, влекущего изменение места нахождения юридического лица) организация обязана в течение трех рабочих дней после принятия такого решения представить в регистрирующий орган по прежнему месту нахождения соответствующее заявление.

Заявление предоставляется по форме № Р14001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@.

На основании вышеуказанных документов регистрирующий орган в установленном порядке вносит в ЕГРЮЛ сведения о принятии решения об изменении места нахождения.

Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются не ранее двадцать первого дня после дня внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

Для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, представляются документы, по перечню, установленному законодательством, а также заявление по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 года N ММВ-7-6/25@.

Одновременно с данными документами, представляются документы, подтверждающие права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, которые расположенны по новому адресу организации.

Заявление по форме № Р14001 не требуется, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника коммерческой организации (общества с ограниченной ответственностью), либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (например, директора или другого лица).

Как указывает ФНС РФ, регистрирующий орган в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений (в частности, адреса), включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, вправе провести проверку достоверности таких сведений.

ЮРИСТ - Юр.обслуживание ЮРИСТ - Юр.обслуживание

В ходе такой проверки регистрирующий орган вправе:

  • изучать имеющиеся документы и сведения, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем;
  • получать необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проводить осмотры объектов недвижимости;
  • привлекать специалистов или экспертов для участия в проведении проверки.

В случае если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

В случае если в результате проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об организации.