С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон N 402-ФЗ от 6 декабря 2011 г."О бухгалтерском учете" (далее «Закон № 402-ФЗ»), который установил обязанность организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее «УСН») вести бухгалтерский учет в полном объеме (ранее такая обязанность существовала только в части, касающейся основных средств и нематериальных активов).
Бухгалтерский учет — это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества и обязательств организации, на основе которой, экономические субъекты формируют бухгалтерскую отчетность. Как и прежде, для всех организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, финансовый год длится с 01 января по 31 декабря. Также Законом № 402-ФЗ установлена обязанность компаний предоставлять обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ст. 18 Закона № 402-ФЗ).
Исходя из статьи 23 НК РФ с 1 января 2013 г. квартальная бухгалтерская отчетность в налоговые органы не представляется (Информация Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ — 10/2012)"). В соответствии с ч.4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно. То есть, как и ранее, промежуточная бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом с начала отчетного (календарного) года.
Пункт 52 ПБУ 4/99 определяет, что представление и публикация промежуточной бухгалтерской отчетности производятся в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ или учредительными документами организации.
Заметим, что п.п.6 и 6.1. приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" для организаций - субъектов малого предпринимательства предусматривает формирование бухгалтерской отчетности по упрощенной системе, например в балансе расшифровывать состав капитала не требуется.
Таким образом, для того, чтобы начать вести бухгалтерский учет с 01 января 2013 года необходимо знать начальные остатки по счетам, но ни Закон № 402-ФЗ, ни Минфин РФ не указали каким именно образом налогоплательщик обязан сформировать входящие данные, поэтому в сложившейся ситуации для налогоплательщика главное обосновать правильность и достоверность применения выбранных методов.
При формировании начальных показателей по счетам, можно восстановить бухгалтерскую отчетность за предыдущие годы или текущий год, но дешевле и удобнее, обратиться к такому методу, как инвентаризация.
Данные инвентаризации будут служить основанием для формирования остатков по счетам бухгалтерского учета на начало отчетного периода, с которого организация обязана вести бухгалтерский учет в полном объеме. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49. На основании результатов инвентаризации можно вывести остатки по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2013 года, выявить наличие остатков товарно-материальных ценностей, уточнить расчеты с покупателями, поставщиками, работниками и бюджетом. Для этого используются первичные документы, данные книги учета доходов и расходов, а также учетные регистры по основным средствам и нематериальным активам.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Персональный состав комиссии утверждается приказом руководителя организации и может состоять из главного бухгалтера, экономиста, кассира и других работников, имеющих отношение к объектам учета.
Поскольку организации, применяющие УСН в силу п.3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ обязаны были вести учет основных средств и нематериальных активов, данные по счетам 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 04 "Нематериальные активы", 05 "Амортизация нематериальных активов", 08 "Вложения во внеоборотные активы" можно получить, используя данные первичных документов по учету основных средств и нематериальных активов, которые составлялись на момент приобретения объектов.
Остатки по счетам 10 "Материалы", 20 "Основное производство", 41 "Товары" также могут быть определены после инвентаризации имущества. Используя, например, номенклатуру прямых расходов, можно определить величину незавершенного производства.
Данные счетов, определяющих капитал организации (счета 80-89) определяются из уставных документов, решения (протоколов) собрания учредителей.
При правильном определении остальных счетов величину счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" можно определить как разницу между активами и уже определенными пассивами организации.
Для формирования данных по счетам, на которых отражаются данные о движении денежных средств, например счет 51 «Расчетный счет» используем выписку банка. Остаток по счету 50 «Касса» можно сформировать на основании данных кассовой книги.
Что касается определения остатков по счетам расчетов с контрагентами (счета 60, 62, 76), то здесь необходимо использовать все имеющиеся в наличии документы, сопровождающие операции по этим счетам. Это могут быть договоры, выписки банков, платежные поручения, акты приема — передачи товаров, работ и услуг и так далее. Также можно провести сверку расчетов со всеми контрагентами, с целью подтверждения правильности и полноты отражения хозяйственных операций.
Также сверку расчетов рекомендуем произвести с налоговыми органами и внебюджетными социальными фондами. Порядок проведения сверки регламентируется Приказом ФНС от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами".
Обращаем внимание, что учетную политику также будет необходимо привести в соответствие с новыми правилами.
Учетная политика на 2013 год потребуется абсолютно всем организациям, применяющим УСН. Как и раньше, организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Субъект малого предпринимательства, кроме эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности любые последствия изменения учетной политики перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету (п. 21 Информации Минфин РФ). В учетной политике нужно отразить порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении которых предусмотрено несколько вариантов учета, а также, вопросы и способы учета, которые законодательством не урегулированы (ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Перечень элементов учетной политики остался прежним, изменился только порядок оформления первичных документов. Так, вы можете разработать свои формы первичных документов, либо продолжать использовать уже имеющиеся. В любом случае, данный факт необходимо отразить в учетной политике.
Зачастую бывает так, что организация, применяющая УСН также является и субъектом малого предпринимательства, в том числе микропредприятием. Такие организации, в соответствии со статьей 4 ФЗ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее «Закон №209-ФЗ), должны отвечать особенным требованиям, например установлены ограничения по участию в уставном капитале организации, по средней численности работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать 100 человек включительно для малых предприятий и 15 — для микропредприятий, а также предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год без учета налога на добавленную стоимость для микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей (Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101"О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства").
При подготовке бухгалтерской отчетности, необходимо иметь ввиду, что в силу п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. Исходя из этого в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 год отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (Информация Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. N ПЗ-10/2012"О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ — 10/2012)").
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), начиная с 01 января 2012 года одним из принципов ведения бухгалтерского учета, является упрощение способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность для субъектов малого предпринимательства (п. 3 ст. 20 Закона N 402-ФЗ). Так, аудиторское заключение и пояснительная записка не входят в состав бухгалтерской отчетности (Информация N ПЗ-10/2012, письмо Минфина России от 30.01.2013 N 03-02-07/1/1724). Однако, в случае наличия информации, которая необходима пользователям, пояснительную записку можно составить самостоятельно, разработав ее форму.
Бухгалтерская отчетность предприятий состоит из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- приложений к ним, в частности отчета о движении денежных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;
- пояснительной записки;
- аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку разрешается не представлять субъектам малого предпринимательства (п.85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).)
Формы бухгалтерской отчетности, в том числе для малых предприятий, утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н (далее - Приказ N 66н), который устанавливает, что субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:
- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Но при желании, предприниматели могут воспользоваться предоставленным этим документом правом и сформировать представляемую бухгалтерскую отчетность в полном объеме (пп. 1-4 Приказа N 66н).
Бухгалтерскую отчетность, также как и налоговую, можно подавать в бумажном либо электронном виде. Такая возможность предоставлена Приказом ФНС России от 25.01.2013 N ММВ-7-6/34@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме», им же установлены формы и формат предоставления отчетности. Согласно пункту 2 данного приказа, его применение возможно для бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства в электронной форме за период 2012 года.
Минфин РФ в своем документе, посвященному упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства (Информация Минфина РФ от 1 ноября 2012 г. N ПЗ-3/2012, далее «Информация Минфин РФ»), разъяснил некоторые правила предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. В частности, решение вопроса о включении в бухгалтерскую отчетность субъекта малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 17 Информации Минфин РФ).
Также субъекту малого предпринимательства предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности и раскрывать меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства (пп.18-19 Информации Минфин РФ).
НАПРИМЕР
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях необходимо указывать обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности.
Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 год, субъект малого предпринимательства, за исключением эмитента публично размещаемых ценных бумаг, вправе исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 22 Информации Минфин РФ).
Таким образом, не смотря на наличие «послаблений» со стороны законодателя для субъектов малого предпринимательства при формировании бухгалтерской отчетности организации должны исходить из того, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о его финансовом положении, финансовых результатах его деятельности и изменениях в его финансовом положении. При соблюдении указанных правил, можно смело утверждать что проблем со стороны контролирующих органов, у вас не будет.