Основным документом, определяющим правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон № 115-ФЗ). Указанный документ определяет правовое положение иностранных граждан, а также регулирует отношения возникающие в связи с их пребыванием или проживанием иностранных граждан и осуществлением ими трудовой, предпринимательской и иной деятельности. Нас в первую очередь, интересует вопрос, связанный с трудовыми отношениями между иностранным работником и российским работодателем.
В соответствии с Законом № 115-ФЗ все иностранцы подразделяются на временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих. От наличия или отсутствия конкретного статуса зависит объем прав и обязанностей, которыми может обладать иностранный гражданин. Определим, что:
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
По общему правилу, работодатель вправе привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на такое привлечение и использование, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу (исключение, высококвалифицированные специалисты). Кроме того, предусмотрены ситуации, в которых трудовой договор может быть заключен без получения работодателем разрешения на привлечение (но при условии наличия у работника разрешения на работу). Такой порядок применяется, в частности, в отношении лиц, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (ст.13 Закона № 115-ФЗ). ФЗ от 30.12.2012 N 320-Ф3 установлено, что с 1 января 2013 года иностранные граждане, временно проживающие в РФ, имеют право осуществлять трудовую деятельность без получения разрешения на работу. Ранее это правило распространялось лишь на постоянно проживающих иностранцев. Следовательно, с 2013 года разрешение на работу должны получать только временно пребывающие в РФ граждане. Таким образом, если принимаемый на работу иностранец имеет разрешение на временное проживание, организация не обязана получать разрешение на привлечение иностранной рабочий силы, а иностранец - разрешение на работу.
Рассмотрим порядок приема на работу иностранного специалиста на примере работника из Турецкой республики.
В настоящее время действует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и Граждан Турецкой Республики (Анкара, 12 мая 2010 г.). В соответствии со статьей 1 указанного Соглашения безвизовый режим действует только при краткосрочных поездках до 30 дней. При этом суммарный срок пребывания граждан Турции на территории РФ не должен превышать 90 дней в течение каждого периода в 180 дней. Статья 7 Соглашения предусматривает, что при необходимости более длительного нахождения гражданина Турции на территории РФ, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности, для учебы в учебных заведениях или с иными целями, ему необходимо получить соответствующую визу. Таким образом, организация при приеме на работу гражданина Турции должна иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а сам иностранный работник должен иметь разрешение на работу. Разрешение выдается ФМС в соответствии со специальным Административным регламентом (утвержден приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса РФ и Росрыболовства от 11.01.2008 N 1/4/1/2*(1)) в пределах квоты, утверждаемой ежегодно Правительством РФ. На 2014 г. квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности утверждена в количестве 357 894 приглашений и 1 631 586 разрешений на работу. Квоты не распространяются на высококвалифицированных специалистов и членов их семей.
Для получения разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, работодателю (заказчику работ, услуг) необходимо представить:
- заявление;
- цветную фотографию иностранного гражданина размером 30 х 40 мм;
- копию документа, удостоверяющего личность иностранного работника;
- копию документа о профессиональном образовании, квалификации;
- медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции;
- документ об уплате государственной пошлины (6 000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника);
- копию специального разрешения на въезд иностранного гражданина на территорию, на посещение организации или объекта.
Направление в ФМС России и службу занятости населения сообщений о приеме на работу визового иностранного работника Законом N 115-ФЗ не предусмотрено. Но поскольку на сегодняшний день данный вопрос является спорным, рекомендуем все-таки представить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета (п. 7 ч. 1 ст. 2, ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9). Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания утверждена приказом ФМС России от 23.09.2010 N 287.
Помимо этого, работодатель, заключивший с иностранным работником в РФ новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан:
- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику (пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Примерная форма уведомления о привлечении и использовании иностранной рабочей силы рекомендована письмом ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676;
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров (пп. 7 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ);
- направлять в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания (пп. 8 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ).
В целом оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не отличается от оформления таких же отношений с российскими гражданами, то есть также заключается трудовой договор, оформляется приказ о приеме на работу (ст. 57, ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Отметим, что выплата заработной платы производится в денежной форме в рублях, так как выплата заработной платы на территории РФ в иностранной валюте трудовым законодательством не предусмотрена (ст. 131 ТК РФ).
Правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, в данном случае гражданина Турции, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ст. 11 ТК РФ), поэтому при заключении трудового договора иностранный гражданин предъявляет, как и российские граждане, документы, указанные в статье 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:
1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Иностранный гражданин должен представить документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством соответствующей страны. В Приложении к ранее упоминаемому Соглашению установлено, что для граждан Турецкой Республики действительными документами, удостоверяющими личность являются: специальный паспорт; служебный паспорт; обычный паспорт; книжка моряка - при наличии судовой роли или выписки из нее; проездной документ или временный паспорт.
2) трудовая книжка: работодатель заводит (оформляет) самостоятельно. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют 2 формы трудовых книжек, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках" и Постановлением СМ СССР, ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих";
3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования: застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в том числе, постоянно или временно проживающие на территории России иностранные граждане или лица без гражданства. Если трудовой договор на территории Российской Федерации с иностранцем заключается впервые, то свидетельство оформляет работодатель (п. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").
4) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний предъявляется при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Документы об образовании, выданные иностранными учебными заведениями, подлежат признанию на территории РФ в порядке, утвержденном Постановление Правительства РФ от 20 июля 2013 г. N 611"Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации"
Документы воинского учета указанной категорией граждан при приеме на работу не предоставляются, поскольку по законодательству РФ они не являются военнообязанными лицами (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).
От статуса иностранного гражданина, работающего в РФ, зависит и порядок уплаты взносов на обязательное социальное страхование, и налогообложение его доходов НДФЛ. Кроме того, при решении этого вопроса следует учитывать положения международных соглашений между Россией и страной, гражданином которой является работник. Между РФ и Турцией такое соглашение заключено: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Анкара, 15 декабря 1997 г.). Данное Соглашение распространяется на налоги и доходы, но не применяется в области страхового обеспечения (страхования). Поэтому на выплаты и иные вознаграждения, производимые по трудовому договору гражданину Турции, временно проживающему на территории РФ, страховые взносы следует начислять в общеустановленном порядке, то есть гражданин Турции, временно проживающей в нашей стране, подлежит обязательному пенсионному страхованию.
Вознаграждения, которые выплачивает турецкому гражданину организация являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с российским законодательством, независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Турции (Письмо ПФ РФ от 07.06.2011 N 30-26/6334).
Если иностранный работник имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ, то выплачиваемые ему зарплата и иные вознаграждения облагаются страховыми взносами в ФФОМС и ФСС РФ так же как и доходы российских граждан (п. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).
Не начисляются страховые взносы в ФФОМС и ФСС РФ, за исключением взносов на травматизм, лишь на суммы выплат по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Статус иностранного работника (п.1 ст. 2 Закон № 115-ФЗ) |
ФСС РФ |
НС и ПЗ |
ФОМС |
ПФ РФ |
Постоянно проживающий |
да |
да |
да |
да |
Временно проживающий |
да |
да |
да |
да (страховая часть) |
Временно пребывающий |
нет |
да |
нет |
да (страховая часть) |