- трудовым законодательством;
- и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основные гарантии для медицинских работников, предоставляемые Трудовым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами мы рассмотрели в предыдущих публикациях.
Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.02.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на основании п.1 ст. 72 к числу основных гарантий относит:
- создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
- профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
- профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
- прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
- стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
- создание профессиональных некоммерческих организаций;
- страхование риска своей профессиональной ответственности.
Дополнительные гарантии устанавливаются за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
К числу дополнительных гарантий действующее законодательство РФ относит, в частности:
- ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, занятым на должностях в Федеральных государственных учреждениях. Данные выплаты производятся на основании Постановления Правительства РФ № 1607 от 30 декабря 2014 г.
- единовременное денежное поощрение лучших специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Данная выплата производится на основании Постановления Правительства РФ № 1476 от 24 декабря 2014 г.
- единовременное денежное поощрение лучших врачей. Данная выплата производится на основании Постановления Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г.
- социальные денежные выплаты работникам государственных учреждений здравоохранения московской области, оказывающих медицинские услуги на территории Ступинского муниципального района. Социальная поддержка предоставляется на основании Постановления администрации Ступинского муниципального района Московской области № 482-п от 27 февраля 2015 г.
На основании данного Постановления мерами социальной поддержки являются:
- компенсационные выплаты по возмещению расходов стоимости проезда на общественном транспорте от места жительства к месту работы и обратно;
- компенсационные выплаты на питание;
- компенсационные выплаты в целях сохранения средней заработной платы.
- социальная поддержка увольняемых медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на основании ст. 27.1 Закона города Москвы № 7 от 17.03.2010 г. «Об охране здоровья в городе Москве».
- социальная поддержка медицинских работников дефицитных специальностей в Ленинградской области. Социальная поддержка производится на основании Постановления Правительства Ленинградской области № 127 от 29 апреля 2013 г.
Отдельно следует отметить правовую возможность обязательного страхования медицинских работников на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей.
Правовое регулирование в области обязательного страхования медицинских работников на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, по нашему мнению, в настоящее время является достаточно неопределенным.
Положения ранее действовавшего законодательства РФ – «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 содержали ст. 64, которая устанавливала обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В соответствии со ст.64 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» Правительство РФ в Постановлении № 191 от 03.04.2006 г. утвердило Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников».
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., однако Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. осталось в силе.
Действующая редакция Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. норму аналогичную ст. 64 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан норму не содержит».
НАПРИМЕР
В соответствии с Законом Новосибирской области № 255-ОЗ от 28.09.2012 г. (ред.от 05.12.2016 г.) «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области» принято Постановление администрации Новосибирской области № 85-па от 24 ноября 2006 г., которым утвержден «Порядок страхования медицинских, фармацевтических и иных работников областных государственных медицинских организаций, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью».
В соответствии с Областным законом от 27 декабря 2013 года № 106-оз «Об охране здоровья населения Ленинградской области» (ред. от 25.07.2016) принято Постановление Правительства Ленинградской области № 124 от 28 апреля 2005 г. «Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников государственных учреждений здравоохранения Ленинградской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью».
Данные нормативные акты в настоящее время имеют практическое применение, что подтверждается правоприменительной практикой арбитражных судов.
Пример из правоприменительной практики.
Выдержка из апелляционного определения Новосибирского областного суда от 21 октября 2014 г. по делу 33-8972/2014 г.:
«В соответствии с ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ… медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.72 п.1).
Постановлением Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. «Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию…» обязательному страхованию подлежит средний медицинский персонал, осуществляющий работу, связанную с оказанием скорой и неотложной медицинской помощи больным и пострадавшим на до госпитальном этапе, включая ожидание вызова, путь следования к месту вызова и обратно, транспортировку в стационар...
Постановлением администрации Новосибирской области от 24.11.2006 г. № 85-па (в ред. от 10.12.2012 г.) утвержден порядок страхования медицинских, фармацевтических и иных работников областных государственных медицинских организаций, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью…
Правоотношения по страхованию между истцом и ответчиками возникли в силу ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ…, Постановления Правительства РФ от 03.04.2006 № 191…, Закона Новосибирской области от 28.09.2012 № 255-ОЗ….
При этом выгодоприобретателем в рамках спорных правоотношений выступает специальный субъект - лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в связи с чем данные правоотношения не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть частноправовыми, а носят публично-правовой характер. Следовательно, положения Закона Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" на указанных лиц как на специальных субъектов не распространяются».
Основанием для судебного спора послужил отказ в получении страхового возмещения по вине Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности и КГБУЗ "Краевая клиническая больница" в связи с неисполнением ими обязанности заключить со страховщиком государственный контракт. Страховой случай связан с тем, что «во время операции Г., отходя от операционного стола, зацепилась бахилой за ножку перекатной лампы, упала и ударилась коленом левой ноги об пол, в результате чего получила ушиб левого коленного сустава, гемартроз левого коленного сустава, синовит левого коленного сустава». Исковые требования Г. удовлетворены.
ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. распространяется на медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений (структурных подразделений учреждений), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в том числе:
- врачей, в том числе врачей – руководителей учреждения, структурного подразделения;
- средний медицинский персонал;
- младший медицинский персонал;
- водителей санитарного транспорта;
в случае, если характер и условия работы предусматривают:
- оказание психиатрической помощи, противотуберкулезной помощи;
- диагностику и лечение ВИЧ-инфекций, работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
- работу в круглосуточных травматологических пунктах;
- работу непосредственно связанную с оказанием медицинской помощи больным в отделениях (палатах, кабинетах) хирургического профиля, отделениях (группах) анестезиологии – реанимации, отделениях (палатах) реанимации, интенсивной терапии, отделениях диализа (отделениях амбулаторного диализа);
- работу в отделениях особо опасных инфекций;
- работу в лепразориях и пр.
В отношении должностей провизора, фармацевта Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. действует, при условии, что их работа связана с хранением и отпуском сильнодействующих наркотических средств.
Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. распространяется также и на других работников, работа которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи и обслуживанием больных граждан (в том числе, профессоров, доцентов, ассистентов, преподавателей, научных сотрудников, биологов, зоологов, энтамологов, специалистов по социальной работе, социальных работников, гардеробщиков и др.).
Следует отметить также, что в 2006 г. в Государственную думу РФ был представлен Законопроект о внесении изменений в статью 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Законопроект предусматривал необходимость принятия специального федерального закона об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью. Однако, в 2007 г. данный законопроект отклонен.