Правовые гарантии медицинским работникам

Медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные:

  • трудовым законодательством;
  • и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основные гарантии для медицинских работников, предоставляемые Трудовым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными актами мы рассмотрели в предыдущих публикациях.

Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.02.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» на основании п.1 ст. 72 к числу основных гарантий относит:

  • создание руководителем медицинской организации соответствующих условий для выполнения работником своих трудовых обязанностей, включая обеспечение необходимым оборудованием, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
  • профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
  • профессиональную переподготовку за счет средств работодателя или иных средств, предусмотренных на эти цели законодательством Российской Федерации, при невозможности выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья и при увольнении работников в связи с сокращением численности или штата, в связи с ликвидацией организации;
  • прохождение аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на дифференциацию оплаты труда по результатам аттестации;
  • стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности;
  • создание профессиональных некоммерческих организаций;
  • страхование риска своей профессиональной ответственности.

Важно!
В соответствии с п.2 ст.72 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.02.2011 г. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам.

Дополнительные гарантии устанавливаются за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

К числу дополнительных гарантий действующее законодательство РФ относит, в частности:

  • ежемесячные денежные выплаты по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, занятым на должностях в Федеральных государственных учреждениях. Данные выплаты производятся на основании Постановления Правительства РФ № 1607 от 30 декабря 2014 г.
  • единовременное денежное поощрение лучших специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием. Данная выплата производится на основании Постановления Правительства РФ № 1476 от 24 декабря 2014 г.
  • единовременное денежное поощрение лучших врачей. Данная выплата производится на основании Постановления Правительства РФ № 2 от 13 января 2011 г.
  • социальные денежные выплаты работникам государственных учреждений здравоохранения московской области, оказывающих медицинские услуги на территории Ступинского муниципального района. Социальная поддержка предоставляется на основании Постановления администрации Ступинского муниципального района Московской области № 482-п от 27 февраля 2015 г.

ЮРИСТ - Медицинский юрист ЮРИСТ - Медицинский юрист
На основании данного Постановления мерами социальной поддержки являются:

  • компенсационные выплаты по возмещению расходов стоимости проезда на общественном транспорте от места жительства к месту работы и обратно;
  • компенсационные выплаты на питание;
  • компенсационные выплаты в целях сохранения средней заработной платы.
  • социальная поддержка увольняемых медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на основании ст. 27.1 Закона города Москвы № 7 от 17.03.2010 г. «Об охране здоровья в городе Москве».
  • социальная поддержка медицинских работников дефицитных специальностей в Ленинградской области. Социальная поддержка производится на основании Постановления Правительства Ленинградской области № 127 от 29 апреля 2013 г.

Важно!
На основании данного документа предоставляется ежегодная выплата из областного бюджета Ленинградской области в размере 120 000 (сто двадцать тысяч) рублей. Для целей Постановления врачами дефицитных специальностей признаются врачи: анестезиологи-реаниматологи, неонатологи, психиатры, психотерапевты, фтизиатры, в том числе заведующим стационарными отделениями, участвующими в оказании стационарной медицинской помощи; врачи скорой медицинской помощи, врачи - судебно-психиатрические эксперты, в том числе заведующие отделениями.

Отдельно следует отметить правовую возможность обязательного страхования медицинских работников на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей.

Правовое регулирование в области обязательного страхования медицинских работников на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей, по нашему мнению, в настоящее время является достаточно неопределенным.

Положения ранее действовавшего законодательства РФ – «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1 содержали ст. 64, которая устанавливала обязательное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В соответствии со ст.64 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» Правительство РФ в Постановлении № 191 от 03.04.2006 г. утвердило Перечень должностей подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников».

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратили силу с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., однако Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. осталось в силе.

Действующая редакция Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. норму аналогичную ст. 64 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан норму не содержит».

Важно!
Между тем, правоприменительная практика арбитражных судов по отдельным Федеральным округам исходит из того, что Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. подлежит применению на основании ст. 72 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 г., а также законов и подзаконных актов субъектов РФ, устанавливающих механизм реализации данной гарантии.

НАПРИМЕР

В соответствии с Законом Новосибирской области № 255-ОЗ от 28.09.2012 г. (ред.от 05.12.2016 г.) «О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области» принято Постановление администрации Новосибирской области № 85-па от 24 ноября 2006 г., которым утвержден «Порядок страхования медицинских, фармацевтических и иных работников областных государственных медицинских организаций, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью».

В соответствии с Областным законом от 27 декабря 2013 года № 106-оз «Об охране здоровья населения Ленинградской области» (ред. от 25.07.2016) принято Постановление Правительства Ленинградской области № 124 от 28 апреля 2005 г. «Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников государственных учреждений здравоохранения Ленинградской области, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью».

Данные нормативные акты в настоящее время имеют практическое применение, что подтверждается правоприменительной практикой арбитражных судов.

Пример из правоприменительной практики.

Выдержка из апелляционного определения Новосибирского областного суда от 21 октября 2014 г. по делу 33-8972/2014 г.:

«В соответствии с ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ… медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.72 п.1).

Постановлением Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. «Об утверждении перечня должностей подлежащих обязательному страхованию…» обязательному страхованию подлежит средний медицинский персонал, осуществляющий работу, связанную с оказанием скорой и неотложной медицинской помощи больным и пострадавшим на до госпитальном этапе, включая ожидание вызова, путь следования к месту вызова и обратно, транспортировку в стационар... 

В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Новосибирской области от 28.09.2012 № 255-ОЗ "О регулировании отношений в сфере охраны здоровья граждан в Новосибирской области" порядок страхования медицинских, фармацевтических и иных работников областных государственных медицинских организаций, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается Правительством Новосибирской области.

Постановлением администрации Новосибирской области от 24.11.2006 г. № 85-па (в ред. от 10.12.2012 г.) утвержден порядок страхования медицинских, фармацевтических и иных работников областных государственных медицинских организаций, работа которых связана с угрозой жизни и здоровью…

Правоотношения по страхованию между истцом и ответчиками возникли в силу ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ…, Постановления Правительства РФ от 03.04.2006 № 191…, Закона Новосибирской области от 28.09.2012 № 255-ОЗ….

При этом выгодоприобретателем в рамках спорных правоотношений выступает специальный субъект - лицо, застрахованное в порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья, в связи с чем данные правоотношения не являются правоотношениями, возникающими между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), то есть частноправовыми, а носят публично-правовой характер. Следовательно, положения Закона Российской Федерации от 7.02.1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" на указанных лиц как на специальных субъектов не распространяются».

Важно!
Аналогичные выводы в пользу медицинского работника сделаны в Апелляционном Определении Алтайского краевого суда от 8 апреля 2015 г. по делу № 33-3021-15.

Основанием для судебного спора послужил отказ в получении страхового возмещения по вине Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности и КГБУЗ "Краевая клиническая больница" в связи с неисполнением ими обязанности заключить со страховщиком государственный контракт. Страховой случай связан с тем, что «во время операции Г., отходя от операционного стола, зацепилась бахилой за ножку перекатной лампы, упала и ударилась коленом левой ноги об пол, в результате чего получила ушиб левого коленного сустава, гемартроз левого коленного сустава, синовит левого коленного сустава». Исковые требования Г. удовлетворены.

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. распространяется на медицинских, фармацевтических и иных работников учреждений (структурных подразделений учреждений), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в том числе:

  • врачей, в том числе врачей – руководителей учреждения, структурного подразделения;
  • средний медицинский персонал;
  • младший медицинский персонал;
  • водителей санитарного транспорта;

в случае, если характер и условия работы предусматривают:

  • оказание психиатрической помощи, противотуберкулезной помощи;
  • диагностику и лечение ВИЧ-инфекций, работу с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека;
  • работу в круглосуточных травматологических пунктах;
  • работу непосредственно связанную с оказанием медицинской помощи больным в отделениях (палатах, кабинетах) хирургического профиля, отделениях (группах) анестезиологии – реанимации, отделениях (палатах) реанимации, интенсивной терапии, отделениях диализа (отделениях амбулаторного диализа);
  • работу в отделениях особо опасных инфекций;
  • работу в лепразориях и пр.

В отношении должностей провизора, фармацевта Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. действует, при условии, что их работа связана с хранением и отпуском сильнодействующих наркотических средств.

Постановление Правительства РФ № 191 от 03.04.2006 г. распространяется также и на других работников, работа которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи и обслуживанием больных граждан (в том числе, профессоров, доцентов, ассистентов, преподавателей, научных сотрудников, биологов, зоологов, энтамологов, специалистов по социальной работе, социальных работников, гардеробщиков и др.).

Важно!
Отметим, что нормативные акты, устанавливающие механизм реализации данной гарантии приняты далеко не во всех субъектах РФ. Таким образом, складывается ситуация, при которой, медицинские работники, исполнявшие одинаковые обязанности, в разных субъектах РФ могут получить или не получить возмещение, что приводит к нарушению принципа равенства.

Следует отметить также, что в 2006 г. в Государственную думу РФ был представлен Законопроект о внесении изменений в статью 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Законопроект предусматривал необходимость принятия специального федерального закона об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью. Однако, в 2007 г. данный законопроект отклонен.