Планируемая единая упрощенная форма для микропредприятий

Услуги по теме
Налоговые консультации
от 3 000 руб./час

Рассмотрим очередную попытку законодателей уменьшить нагрузку на малый бизнес путем введения единой упрощенной формы отчетности. Что представляет из себя единая форма отчетности? Какие отчеты она заменит?

В мае 2017 г. в Госдуму РФ поступил законопроект №164161-7 с предложениями о внесении изменений в статью 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее по тексту – Закон №209-ФЗ).

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ ИП

Цель планируемого изменения в Закон №209-ФЗ

Основная цель законопроекта №164161-7 - снижение общей административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства.

На сегодняшний день субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иные виды отчетности, в том числе отчетность в зависимости от видов осуществляемой экономической деятельности.

Для того, чтобы определить относится ли компания к субъектам малого предпринимательства, необходимо обратиться к ст.4 Закона №209-ФЗ.

Кто подпадает под субъекты малого предпринимательства?

Напомним, что для малого бизнеса предусмотрены налоговые и надзорные каникулы, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. 

Важно!
Но, несмотря на задекларированные упрощенные формы отчетности, среднестатистический субъект малого предпринимательства сдает порядка 45 форм различной отчетности.

«НАДЗОРНЫЕ КАНИКУЛЫ» ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

НАПРИМЕР

Компания - субъект малого предпринимательства, имеющая наемных работников, одну единицу транспортного средства, объект недвижимого имущества в собственности и применяющая упрощенную систему налогообложения, за один календарный год деятельности подает в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики 41 форму отчетности, в том числе:

  • ежемесячно форму «Сведения о застрахованных лицах» (форма СЗВ-М) в   Пенсионный Фонд РФ (основание – п.2.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»);
  • один раз в год справку-подтверждение основного вида экономической деятельности в ФСС РФ (основание – п.11  Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 г. №713, п.3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденных приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 г. №55);
  • один раз в квартал форму расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика (основание – п.2 ст.230 НК РФ);
  • один раз в год справку о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика (основание – п.2 ст. 230 НК РФ);
  • один раз в год сведения о среднесписочной численности в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика (основание – абз. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ);
  • один раз в год налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика (основание – ст.346.23 НК РФ);
  • один раз в год налоговую декларацию по транспортному налогу в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика (основание – п. 3 ст.363.1 НК РФ);
  • один раз в квартал ежеквартально налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика (основание – ст.386 НК РФ);
  • один раз в год налоговую декларацию по земельному налогу (основание – ст.398 НК РФ);
  • один раз в год бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъектов малого предпринимательства в орган статистики (основание – ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • один раз в год и в случае, если работник оформляет пенсию в Пенсионный Фонд РФ форму CЗВ-СТАЖ (основание - Постановление Правления ПФР от 11.01.2017 г. №3п) ;
  • один раз в год (или чаще) формы статистической отчетности в зависимости от вида экономической деятельности.

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета
Помимо вышеприведенных форм, позволяющих осуществлять финансовый контроль за деятельностью субъектов малого предпринимательства и статистические наблюдения, индивидуальные предприниматели, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды РФ, заполняют и сдают один раз в год: сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, отчет субъекта малого и среднего предпринимательства, годовую форму федерального статистического наблюдения №2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», а также декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, общая нагрузка по сдаче различного рода отчетов для микропредприятия может составлять до 45 форм в год.

Кроме того, непредставление вышеперечисленных форм (даже с нулевыми показателями) карается штрафами, которые в общей сумме могут исчисляться десятками тысяч рублей.

На кого будет распространяться право сдавать единую упрощенную форму?

Сведения из единой формы станут основой для исчисления и уплаты предпринимателями не только налогов, но и страховых взносов. 

Важно!

Основными условиями для применения единой формы являются одновременное выполнение следующих условий:

  • субъект малого предпринимательства является микропредприятием;
  • микропредприятие применяет специальные налоговые режимы (например, УСН, ЕНВД).

Какие субъекты малого бизнеса относятся к микропредприятиям?

К микропредприятиям относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
  • суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49%;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 120 млн рублей (выручка рассчитывается по всем видам деятельности).

Резюме

Таким образом, в случае принятия указанных изменений п.3.1 Закона №209-ФЗ с 1 января 2018 г. будет действовать в следующей редакции: в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться единая упрощенная форма, утвержденная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, содержащей все необходимые для указанного органа данные, в том числе служащие в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах основанием для исчисления и уплаты налогов и страховых взносов, представляемая в многофункциональный центр налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы и являющимися микропредприятиями.