Для проведения Due Diligence необходимо обратиться к профессионалам. На что нужно заказчику обратить внимание при выборе исполнителя? Какие задачи призвана решать команда при проведении Due Diligence?
При проведении Due Diligence необходимо обратиться в аудиторскую компанию. Как выбрать нужного аудитора, чтобы качественно и недорого были оказаны услуги по проведению Due Diligence? Отметим, что стоимость Due Diligence зависит от статуса аудиторской компании. Так, проведение Due Diligence у аудиторов «большой четверки» (KPMG, Ernst & Young, Deloitte, PricewaterhouseCoopers) будет стоить намного дороже, чем у их коллег.
Однако на рынке немало известных российских аудиторских компаний с безупречной репутацией, которые оказывают данные услуги в среднем ценовом сегменте. Так, аудиторская компания «РосКо –Консалтинг и аудит» имеет высокую репутацию, собственные методики и накопленный опыт в проведении Due Diligence.
Как формируется профессиональная команда для проведения Due Diligence
Далее аудиторская компания формирует команду специалистов, которые знают специфику отрасли клиента и, возможно, проводили аудит его бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для проведения процедуры Due Diligence формируется команда, которая включает в себя юристов, оценщиков, бухгалтеров, аудиторов, налоговых консультантов. В зависимости от поставленной задачи в нее могут входить инженеры, финансовые аналитики, экономисты и прочие специалисты.
Так, в задачу юристов входит исследование правовых рисков компании, оценка рисков оспаривания прав на имущество третьими лицами («чистота» имущественных прав), проверка прав на объекты интеллектуальной собственности, вопросов соблюдения трудового, корпоративного законодательства.
А заключение оценщика впоследствии может стать весомым аргументом для участников сделки в процессе переговоров о цене сделки и пригодиться в судебных баталиях.
Задачей финансовых аналитиков является проведение ключевых показателей финансового анализа, проверка обеспечения финансовой стабильности компании и ее перспективность. Анализируются структура активов и пассивов, сведения о доходах и расходах, системы финансового планирования.
Используя методы финансового анализа, финансисты совместно с аудиторами прогнозируют тенденции в отношении финансовых результатов, чистых активов, структуры баланса.
Аудиторами оценивается система внутреннего контроля компании в части документооборота, проверяется достоверность формирования структуры выручки и затрат, проводится анализ активов и обязательств компании, выявляются «узкие» места в учете.
Совместно с оценщиками аудиторами рассматривается возможная цена реализации неликвидов компании, проводится анализ эффективного использования основных средств компании.
Экономистами проводятся мероприятия по исследованию конкурентов, угроз и сильных сторон, партнеров и потребителей услуг (товаров).
В процессе проведения данной процедуры удается оценить работу отдела дистрибуции, эффективность использования ресурсов и так далее. Эксперты аудиторской компании выявляют восходящие тренды и неблагоприятные тенденции на рынке, вырабатывают правильные стратегии поведения.
Налоговые консультанты либо аудиторы выявляют существующие и прогнозируемые налоговые риски компании, неучтенные налоговые обязательства, которые могут негативно сказаться на финансовом состоянии компании.
Для проведения технического (например, экологического) Due Diligence привлекаются технические специалисты (инженеры, проектировщики). Так, инженеры-экологи проводят мероприятия по выявлению рисков наложения штрафов со стороны государственных органов, связанных с экологическими аспектами деятельности компании.