Лимиты на иностранных работников в 2026 году

Что представляют собой лимиты иностранных работников? Как проверить, не превышает ли компания допустимую долю привлечения иностранной рабочей силы? Какие региональные особенности нужно учитывать при расчетах?

Алгоритм расчета лимита иностранных работников

Правительство ежегодно устанавливает ограничения на количество иностранных работников в компании.

На 2026 год такой лимит утвержден в Постановлении Правительства от 05.12.2025 г. №1995. 

Предельное количество иностранных работников, которые могут работать в организации, рассчитывается по формуле:

Лимит иностранных работников = Общая численность работников × установленная допустимая доля иностранных работников

При расчете допустимой доли иностранцев не учитываются мигранты (письма Минтруда от 24.02.2015 г. №108н, от 04.04.2024 г. № 16-4/ООГ-581):

  • которые имеют ВНЖ, РВП или РВП в целях получения образования;

  • имеющие статус высококвалифицированных специалистов, а также члены их семей; 

  • которые являются выходцами из государств-членов Договора о Евразийском Экономическом Союзе; 

На выходцев из Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии ограничения не распространяются.

  • имеющие статус беженцев и члены их семей.

Поэтому при расчете доли компании сначала нужно определить число иностранцев, на которых действуют установленный лимит.

МИГРАЦИОННЫЕ УСЛУГИ (26) МИГРАЦИОННЫЕ УСЛУГИ (26)
 ПРИМЕР №1

Компания занимается строительным бизнесом.

Общее количество сотрудников составляет 100 человек, из них иностранцев – 60 человек.

Для строительства (раздел F) установлено ограничение по допустимой доле иностранцев – не более 50%,

В компании работают:

  • 5 иностранцев, имеющих ВНЖ;

  • 10 иностранцев из Белоруссии;

  • 1 иностранец, имеющий статус ВКС.

Рассчитаем соблюдение допустимой доли иностранцев.

1 этап. Исключаем категории, на которые не действуют ограничения:

60 человек – 16 человек = 44 человека.

2 этап. Проверяем соблюдение ограничения:

(44 иностранца/ 100 человек) х 100% = 44%.

Таким образом, в компании соблюдена предельная численность иностранных работников.

Строительная организация может при наличии потребности принять на работу еще 6 иностранцев.

Поскольку компания может принимать и увольнять иностранных сотрудников в течении календарного года, показатель допустимой доли меняется.

Поэтому перед трудоустройством иностранцев предельная доля должна пересчитываться.

Как учитывать региональные особенности при расчете лимита

При расчете нужно учитывать региональные ограничения.

Например, допустимая доля иностранных работников в сельскохозяйственной деятельности - выращивание овощей составляет 40 % общей численности иностранцев, работающих в данной отрасли (код 01.13.1, ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2)).

В Красноярском крае эта сфера закрыта для мигрантов (пп.«а» п.19 постановления Правительства от 05.12.2025 г. №1995).

В других регионах доля может быть как выше, так и ниже.

ПРИМЕР №2

Компания, которая занимается выращиванием овощей в теплице планирует привлечь иностранцев.

Общее количество сотрудников составляет 20 человек.

В Новосибирской области лимит иностранцев в сфере овощеводства сокращен в 4 раза и составляет 10% общей численности иностранцев, работающих в данной сфере (пп.«а» п.19 постановления Правительства от 05.12.2025 г. №1995).

Поэтому компания сможет принять на работу не более 2 иностранцев:

20 человек х 0,1 = 2 человека.

В России действует полный запрет на трудоустройство иностранцев на розничную торговлю алкоголем, табаком, лекарствами, на рынках и в нестационарных объектах. 

Единственным исключением является работа иностранцев в г. Москве. В этом случае в розничной торговле алкоголем и табаком вправе работать до 15% иностранцев.

ПРИМЕР №3

Компания имеет розничные магазины в г. Москве по продаже табачных изделий и планирует трудоустроить мигрантов.

Общее количество сотрудников составляет 20 человек.

Несмотря на то, что в других регионах действует запрет на работу в этой сфере мигрантов, в г. Москве лимит составляет 15%:

Поэтому компания сможет принять на работу не более 3 иностранцев:

20 человек х 0,15 = 3 человека.

Важно знать, что расчет осуществляется в целом по всей сети розничных магазинов, структурных подразделений компании.

Как рассчитывать лимит, если компания работает в разных сферах

Допустимую долю иностранцев определяют в отношении всех работников компании.

Важно!
Расчет превышения лимита численности по каждому виду деятельности отдельно не проводится. Лимит применяется ко всей организации в целом по наиболее жесткому значению ограничения.

ПРИМЕР №4

Компания осуществляет два вида деятельности: строительство жилых зданий и управление недвижимым имуществом. 

Для первого вида деятельности – строительство (раздел F) установлено ограничение по допустимой доле иностранцев – не более 50%, а по второму виду - управление недвижимым имуществом (код 68.32) – не более 70%. 

Общее количество сотрудников составляет 100 человек.

Для того чтобы посчитать предельную численность иностранных работников из двух показателей необходимо выбрать наименьший лимит - 50%.

Поэтому компания сможет принять на работу не более 50 иностранцев:

100 человек х 0,5 = 50 человек.

При расчете допустимой численности не принимается во внимание количество свободных вакансий, совместительство.

Сотрудник, который трудоустроен на 0,5 ставки, считается одним работником.

Трудоустройство иностранцев, если в регионе установлен запрет на работу

Местные власти могут установить полный запрет на работу мигрантов в отдельных отраслях.

Например, на территории Московской области на 2026 год установлен запрет на работу мигрантов, имеющих патент, в деятельности рыночных киосков и торговых палаток по приготовлению пищи, в области здравоохранения и социальных услуг, образования, культуры, спорта, организации досуга и развлечений ( https://mosreg.ru/download/document/1339703).

В этом случае компания может принять на работу только иностранцев, на которых ограничение не распространяется. 

В расчет допустимой численности не берут высококвалифицированных иностранных специалистов и членов их семей, а также временно и постоянно проживающих иностранцев, выходцев из стран ЕАЭС (п.2 ст.13.2 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ, п.3 разъяснений, утв. приказом Минтруда от 24.02.2015 г. №108н).

Вывод:
Перед тем, как принять на работу иностранца, работодатель должен проверить соблюдение лимита иностранных сотрудников в компании. При этом нужно учитывать региональные ограничения. Если в регионе установлены более жесткие правила, то их нужно учитывать в расчете.