Квалифицированные электронные подписи можно будет оформить за границей?

Гражданам Российской Федерации, которые проживают и работают в другой стране, для оформления и получения квалифицированной электронной подписи (КЭП) не нужно будет приезжать на территорию РФ. Минцифра совместно с Россотрудничеством разработали проект по выдаче подписи за пределами РФ. КЭП будет выпускаться на защищенном USB-носителе, и ее можно будет использовать для заключения сделок, продажи объектов недвижимости, получения кредитов и других юридических и финансовых операций. В статье мы подробно расскажем, как и где можно будет оформить и хранить электронную подпись, и какая организация уполномочена ее оформлять. 

В каких иностранных государства можно будет получить электронную подпись?

По утверждению генерального директора «РТ-Проектные технологии» проект успешно стартовал, и россияне смогут получить КЭП уже в конце 2023 года. Удостоверяющий Центр «Основание», доверенное лицо ФНС будет оформлять квалифицированные сертификаты электронной подписи физлица. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон РФ «Об электронной подписи».

Сейчас проект проводится в Республике Беларусь, и в этой стране россияне уже смогут оформить ключи электронной подписи. Планируется, что дальше проект будет реализован в государствах-участниках евразийского союза (ЕАЭС).

Проектом заинтересовались и другие страны, с которыми Российская Федерация поддерживает торгово-экономические связи: Египет, Объединенные Арабские Эмираты. В ближайшем будущем предполагается оформление и выдача ключей квалифицированной электронной подписи и в странах, которые не входят в ЕАЭС, и не только россиянам, но и жителям этих стран. 

Как можно будет получить квалифицированную электронную подпись гражданам РФ в иностранном государстве?

В данное время предложено нескольких способов выдачи КЭП россиянам, находящимся за границей:

  • от «РТ-Проектные технологии» — запись необходимых файлов на сертифицированный токен;

  • от Ростеха — все действия связанные с выпуском, хранением и перевыпуском КЭП будут осуществляться в мобильном приложении.

На сегодня законом установлен порядок оформления КЭП в Российской Федерации:

  • Для оформления электронной подписи гражданин должен лично явиться в Удостоверяющий центр;

  • Заполнить и подать заявление на выдачу КЭП;

  • Предъявить документы: СНИЛС, паспорт гражданина РФ и ИНН.

После идентификации личности изготавливается КЭП и передается клиенту. Данные записываются на сертифицированный токен.

Удаленно гражданин может получить электронную подпись через сервис «Госуслуги». 

Предположительно такой алгоритм действий для получения КЭП сохранится и для граждан, проживающих в других государствах. Только Удостоверяющие центры будут расположены на территории посольств РФ. 
ЮРИСТ - Юридическая консультация ЮРИСТ - Юридическая консультация

Как будет использоваться КЭП за рубежом?

После оформления электронной подписи, граждане, проживающие за границей, получат полный доступ к российским госуслугам и цифровым сервисам и возможность сотрудничать с заграничными компаниями. 

В соответствии с последней редакцией от 04.08.2023 Федерального закона от 27.12.2019 №476-ФЗ «Об электронной подписи» КЭП выданные в соответствии с международным правом признаются действительными. 

Физлица, проживающие вне России используя КЭП смогут использовать отечественные сервисы и контактировать с гражданами: 

  • пользоваться сервисом Госуслуги;

  • декларировать доходы и получать налоговые вычеты:

  • участвовать в судах;

  • совершать сделки купли-продажи, в том числе, и недвижимости;

  • получать кредиты;

  • оформлять пенсию;

  • заключать договора бизнес-партнерами;

  • и др.

Сегодня граждане России, которые проживают и работают за границей, могут оформить квалифицированную электронную подпись через «Госключ», но функционал такой КЭП сильно ограничен. 
Материалы по теме Материалы по теме

Перспективы развития проекта по выдаче КЭП за границей

За последние несколько лет электронная подпись стала универсальным инструментом взаимоотношений и коммуникации дистанционно, не только в России, но и во всем мире. С помощью КЭП можно взаимодействовать с государственными органами, совершать сделки и осуществлять бизнес-процессы. 

Новый этап — возможность оформления квалифицированной электронной подписи для россиян, которые проживают и трудятся в других странах. Для получения КЭП достаточно будет только иметь компьютер или другое передающее устройство с доступом в интернет, чтобы подать заявку. При помощи электронной подписи многие вопросы будут решаться намного быстрее и без больших финансовых затрат (поездка в РФ для оформления КЭП). 

В рамках проекта о выдаче КЭП гражданам Российской Федерации за границей планируется расширить его действие на предпринимателей, бизнесменов, директоров фирм и компаний, а также иностранных граждан. Все эти действия направлены на развитие российского бизнеса и возможность работать с иностранными компаниями. Использование КЭП бизнесом значительно уменьшит срок проведения сделок и подписания договоров и исключит пересылку бумажных документов.

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОДПИСЬ В СФЕРЕ БИЗНЕСА