Какие виды бизнеса представляют отчетность в Росфинмониторинг (далее по тексту – РФМ)? Каким способом нужно сдать отчетность в РФМ?
Кто должен отчитываться перед РФМ? Каким законом установлена обязанность и периодичность отчетов?
По общему правилу, компании, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, до приема на обслуживание должны идентифицировать, в частности, клиента (ст.5, пп.1 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ):
-
в отношении физических лиц - ФИО, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, ИНН и пр.;
-
в отношении компаний - наименование, организационно-правовую форму, ИНН или код иностранной организации, ОГРН и адрес юридического лица и пр.
Виды бизнеса, предоставляющие отчеты
Прежде всего, отметим виды бизнеса, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые должны отчитываться перед РФМ (п.5 Закона №115-ФЗ):
-
кредитные организации (банки);
-
профессиональные участники рынка ценных бумаг (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность исключительно по инвестиционному консультированию);
-
операторы инвестиционных платформ;
-
страховые компании (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
-
организации федеральной почтовой связи;
-
ломбарды;
-
компании, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Исключения составляют религиозные организации, музеи и организации, использующие драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
БЛОКИРОВКА БАНКОВСКОГО СЧЕТА ПО ИНИЦИАТИВЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА
При этом сделки купли-продажи драгоценных металлов на сумму 600 тыс. руб. и более являются объектом финансового контроля (пп. 4 п. 1 ст. 6 Закона №115-ФЗ).
-
организаторы азартных игр;
-
управляющие компании ИФ, ПИФ и НПФ;
-
посредники при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
-
операторы по приему платежей;
-
компании, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
-
кредитные потребительские кооперативы;
-
микрофинансовые организации;
-
общества взаимного страхования;
-
НПФ в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
-
операторы связи;
-
операторы лотерей в части осуществления деятельности по выплате, передаче или предоставлению выигрыша по договору об участии в лотерее (Письмо ФНС РФ от 16.08.2019 г. №АС-4-2/16282@);
Периодичность представления отчета в РФМ
Указанные компании обязаны:
-
идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
-
применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг.
Отчетность предоставляется не реже 1 раза в 3 месяца. В общем случае сам порядок информирования установлен Правительством РФ, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний ИФ, ПИФ и НПФ, кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, ломбардов - порядок установлен ЦБ РФ (пп.7 п.1 ст.7 Закона №115-ФЗ).
КТО ДОЛЖЕН ОТЧИТЫВАТЬСЯ В РОСФИНМОНИТОРИНГ?
Каким способом представляется отчетность?
На сегодняшний день представление информации в РФМ возможно следующими способами:
-
непосредственно через личный кабинет на сайте РФМ;
-
через специальную программу - АРМ «Организация-М», размещенную на сайте РФМ;
-
через модифицированный портал РФМ.
Независимо от способа представления информации, компании нужна электронная подпись.