Что должен сделать бухгалтер, чтобы подготовиться к новому порядку выплат? Какие нюансы нужно учитывать при применении прямой схемы выплат?
Для 8 регионов России порядок выплаты пособий напрямую из Фонда является новым. В связи с эти возникают вопросы о механизмах передачи сведений в Фонды, порядка выплат по так называемым «переходящим» больничным, «детским» пособиям, о взаимодействии с работниками компании. Но для начала бухгалтер должен подготовиться к новой системе выплат уже в этом году.
Что нужно сделать бухгалтеру для подготовки к новому порядку?
1 шаг. Протестировать отправку электронных реестров для пособий.
Для чего это нужно? Электронные реестры необходимы для передачи сведений для назначения и выплаты пособий работникам. Для компаний со среднесписочной численностью более 25 человек, сведения в ФСС передаются только в форме электронных реестров.
Где их протестировать? Тестирование готовности программного обеспечения страхователя можно провести как на веб-сервисе ( https://docs-edu.fss.ru:81/ExtService/GatewayService.svc), так и на шлюзе приема документов с электронной подписью ( https://docs-edu.fss.ru:81/home/upload).
Для того чтобы протестировать систему, бухгалтеру нужно подгрузить заранее заполненный файл с реестром. Для каждого вида пособий установлен свой бланк реестра (Приказ ФСС РФ от 24.11.2017 г. №579).
Консультация бухгалтера онлайн
Формы бланков приведены в приложениях к приказу №579:
-
для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности – приложение №1;
-
для единовременного пособия при рождении ребенка – приложение №3;
-
для ежемесячного пособия по уходу за ребенком – приложение №5.
Поэтому первым делом нужно научиться заполнять эти бланки.
2 шаг. Уведомить о новом порядке работников компании.
Несмотря на то, что такого требования в Законе нет, работник должен знать, что перечислять пособие ему будет Фонд, а не компания.
Так, для назначения пособия работник должен представить работодателю: заявление, справку о сумме заработка, если в расчетном периоде он работал у других работодателей и подтверждающие документы. Это может быть больничный лист, справка с медучреждения о постановке на учет в ранние сроки беременности и др.
3 шаг. Проверить у каких работников не оформлена карта «Мир».
Работник может получать пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, а также «детские» пособия только на карту «Мир». Оформить карту «Мир» может как работодатель, так и сам работник. Работодатель может оформить карту «Мир» в рамках зарплатного проекта с банком.
4 шаг. Учесть нюансы «переходных» выплат.
«Переходные» выплаты возникают с тем, что работодатель переходит с зачетной системы выплат на прямую систему. И у работника больничный лист может быть открыт в 2020 году, а закрыт – в 2021 году. Аналогичная ситуация может сложиться и с «детскими» пособиями, в случае если отпуск по уходу за ребенком начался до 1 января 2021 года.
В том случае, если работник сдает в бухгалтерию больничный лист в конце текущего года, то работодатель назначает выплату в 2021 году в день ближайшей зарплаты. А если работодатель не назначит пособие в 2020 году, то работник должен написать заявление в начале 2021 году, которое впоследствии будет передано в ФСС. И уже ФСС будет ему выплачивать пособие.
С «переходящими» детскими пособиями сложностей не возникает. Например, назначенное пособие за декабрь 2020 г. будет выплачено в январе 2021 г. работодателем. А уже пособие за январь 2021 года выплатит сам Фонд.
Какие документы будут с 2021 года передаваться в ФСС?
Как мы уже отмечали, работодатель должен передавать в Фонд реестры. Реестры предоставляют в срок не позднее пяти календарных дней со дня передачи работодателю заявления и документов работником, которому назначают пособие. Документы, которые должен представить сам работник работодателю, не изменились. Например, при назначении и выплате пособия по беременности и родам, работница предоставляет компании: заявление о выплате пособия, больничный лист, при необходимости справки о заработке с предыдущих мест работы.
Работодатель перенаправляет эти документы в Фонд заказным письмом с описью вложения или в электронном виде, если среднесписочная численность работников составляет более 25 человек.
На страхователе лежит обязанность уведомления ФСС об увольнении работников и других изменениях, которые влекут за собой изменения в назначении и выплате пособий. Если у работника уже нет права на пособие, то он должен в трехдневный срок уведомить об этом ФСС.
РАБОТНИК ПОТЕРЯЛ БОЛЬНИЧНЫЙ, МОЖНО ЛИ ЗАЧЕСТЬ ПОСОБИЕ ЗА СЧЕТ ФСС?
Резюме
Прямые выплаты, безусловно, должны снять нагрузку с бухгалтера, ведь сам расчет бухгалтерия не производит. Вместе с тем, для работодателя также важно корректно заполнить направляемые в Фонд сведения, ведь если Фонд выплатит пособие в большей сумме, то убытки будет возмещать работодатель.
А насколько ритмично и без задержек будут выплачиваться пособия самим Фондом – покажет время.