Какие новации ожидают резидентов РФ при проведении валютных операций? 9 февраля 2018 г. был принят закон о продлении амнистии капитала. Что ожидает физических лиц от реализации данного закона?
Новые требования в части исполнения валютного законодательства предусмотрены Федеральным законом №325-ФЗ от 14.11.2017 г. (далее по тексту – Закон №325-ФЗ). Закон №325-ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru - 14.11.2017 г.). Новации начнут действовать с 14.05.2018 г.
Как уже отмечалось в одной из наших статей, наиболее распространенной причиной отказа в открытии счета является несоблюдение клиентом требований Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ).
АУДИТ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Ужесточение новых правил в части требований по исполнению валютного законодательства
Сейчас при формальном наличии всех необходимых документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении операции только в случае, если возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п.5.2 ст.7 Закона №115-ФЗ).
Начиная с 14.05.2018 г., причин для отказа станет больше.
Кроме того, Законом №325-ФЗ предусмотрено указание в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроков исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам).
КОГДА БАНК МОЖЕТ ОТКАЗАТЬ ВАМ В ОТКРЫТИИ СЧЕТА?
ОТЧЕТНОСТЬ ПО ВАЛЮТНОМУ КОНТРОЛЮ В ЧАСТИ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КРЕДИТОВ (ЗАЙМОВ)
Репатриация валютной выручки
В целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, должны быть указаны сроки исполнения сторонами обязательств по договорам (контрактам) установлены новые требования в части предоставления определенной информации.
Репатриация иностранной валюты представляет собой зачисление валютной выручки резидентов или возврат не закрытых поставками валютных авансов резидентов на счета внутри страны. То есть возвращение иностранной валюты резидентами на родину.
Так, при осуществлении ВЭД резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
- о сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);
- о сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей и сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).
Напомним, что сейчас резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ и исполнения нерезидентами обязательств по таким контрактам.
КАК СВЕСТИ К МИНИМУМУ РИСКИ ВОЗМОЖНЫХ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА?
Амнистия капитала с 1 марта 2018 г.
9 февраля 2018 г. Госдума приняла в третьем чтении пакет законов, продляющих амнистию капитала.
Напомним, что ранее амнистия действовала в течение одного календарного года в 2015-2016 гг.
Тогда был разработан закон во исполнение Послания Президента РФ Федеральному Собранию от 4.12.2014 г., в котором было отмечено, что «нужно окончательно закрыть и перевернуть офшорную страницу в нашей истории».
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ БУХГАЛТЕРСКИЕ УСЛУГИ! ЗВОНИТЕ +7 (499) 444-00-00
Закон №140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предполагал добровольное декларирование физическими лицами своего имущества и счетов (вкладов) в банках за пределами РФ путем представления в налоговый орган соответствующей налоговой декларации. Реализация Закона о добровольном декларировании имущества невозможна без обеспечения соответствующих гарантий со стороны государства. Так, декларант и лицо, информация о котором содержится в декларации, освобождаются от:
- уголовной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ч.3 ст. 76-1 УК РФ;
- административной ответственности при наличии оснований, предусмотренных ст.14.1 КоАП РФ;
- ответственности за налоговые правонарушения.
В случае декларирования денежные средства и имущество освобождались от налогообложения.
Кроме того, в случае если физическое лицо – резидент РФ закрыл свою контролируемую иностранную компанию (далее по тексту – КИК), то доход и имущество КИК тоже не облагались налогом по ставке 13% (освобождение от налога т.н. «ликвидационных дивидендов»). При этом такое освобождение касалось любых получаемых при ликвидации активов контролируемой иностранной компании в виде имущества и имущественных прав, за исключением денежных средств.
Второй этап амнистии продлится с 1 марта 2018 года по 1 марта 2019 года. Это означает, что физические лица могут задекларировать сведения о счетах (вкладах) в зарубежных банках, не только открытых по состоянию на 1 января 2018 г., но и закрытых на момент представления декларации. Также как и на первом этапе, задекларированные операции освобождаются от налоговой, административной и уголовной ответственности.
Законом предлагается продлить предельные сроки ликвидации КИК на период до 1 марта 2019 года. Закон предусматривает следующие послабления:
- представление декларации в ходе второго этапа декларирования, предусмотренного ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», освобождает от взыскания налогов, связанных с задекларированным таким образом имуществом или счетами (вкладами) в зарубежных банках, за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;
- в случае представления в ходе второго этапа декларирования вместе со специальной декларацией уведомлений об участии в иностранных организациях или о КИК такие уведомления не считаются представленными с нарушением установленных сроков;
- освобождение от обложения НДФЛ любых доходов в денежной и натуральной форме, которые получает физическое лицо при ликвидации КИК, в отношении которой такое физическое лицо является контролирующим лицом, если ликвидация такой компании завершена до 1 марта 2019 года;
- установление порядка определения расходов при расчете НДФЛ при реализации физическим лицом - декларантом, воспользовавшимся «амнистией капитала», имущества, полученного им от номинального владельца, аналогичный порядку определения расходов при безналоговом получении имущества от ликвидируемой контролируемой иностранной компании;
- продление сроков, в течение которых ликвидируемая КИК не признается налоговым резидентом РФ, а также в течение которых в доходы и расходы ликвидируемой КИК не включаются доходы и расходы от реализации активов контролирующему лицу такой КИК - 1 марта 2019 года.
Итак, специальная декларация представляется в налоговые органы в следующие сроки:
- с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года (первый этап декларирования);
- с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года (второй этап декларирования).
КТО ДОЛЖЕН ОТЧИТАТЬСЯ О ВАЛЮТНЫХ СЧЕТАХ ЗА РУБЕЖОМ?