Восстановление бухгалтерского учета: на что обратить внимание?

В ряде случаев организациям требуется восстановить данные бухгалтерского учета. Восстановление учета, чаще всего, необходимо при утрате первичных документов, при запущенности учета, сбое бухгалтерской программы.

Прежде чем перейти к основным методикам восстановления бухгалтерского учета, обозначим суть данной терминологии

Сразу отметим, что ни один бухгалтерский стандарт не содержит определения понятия «восстановление учета», равно как и методику проведения подобных процедур.

Исходя из сложившейся практики, под восстановлением бухгалтерского учета понимается формирование бухгалтерской отчетности на основе приведенной бухгалтерской документации согласно требованиям законодательства.

Важно!
Единой универсальной методики восстановления учета не существует, поскольку все зависит от конкретных ситуаций (наличия либо отсутствия первичных учетных документов, состояние электронной базы данных и пр.).

Чаще всего, такая работа востребована субъектами малого бизнеса и заключается в следующем.

Напомним, что с 1 января 2013 г. организации - «упрощенцы» обязаны представлять в налоговые органы и органы статистики бухгалтерскую отчетность (письма Минфина РФ от 23.01.2015 г. №03-11-06/2/1742, от 27.02.2015 г. №03-11-06/2/10013). При этом созданные в виде акционерных обществ «упрощенцы» обязаны были вести бухгалтерский учет и до 1 января 2013 г., исходя из требований Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (письмо Минфина РФ от 12.05.2014 г. №03-11-06/2/22066).

Финансисты (письмо Минфина РФ от 17.08.2012 г. №113н (зарегистрирован в Минюсте РФ 04.10.2012 г.)) утвердили сокращенную отчетность для малого бизнеса - форму бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. По таким формам составляется отчетность «упрощенцами», поскольку в большинстве случаев они являются субъектами малого предпринимательства.

Как показывает практика аудиторских проверок, именно такая категория хозяйственных субъектов нуждается в восстановлении данных бухгалтерского учета.

Важно!
Индивидуальные предприниматели как на УСН, так и на ЕНВД, ведущие налоговый учет доходов или доходов и расходов, от обязанности формирования бухгалтерской отчетности освобождены.
 

В этом случае обобщенный алгоритм восстановления учетных данных заключается в следующем

1 этап

Восстановление входящих остатков активов и обязательств. Это самый важный и кропотливый этап работы.

Для корректного формирования остатков материальных ценностей необходимо провести их инвентаризацию. Полученные по результатам инвентаризации остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, необходимо оценить в стоимостном выражении. В том случае, если количество и номенклатура запасов невелика, то каждая единица оценивается по фактической себестоимости приобретения (используются данные товарных накладных поставщиков). При наличии большой группы однородных материалов, можно их оценить по средней себестоимости.

Для корректного формирования остатков дебиторской и кредиторской задолженности используются следующие документы:

  • платежные поручения на перечисление и поступление средств;

  • входящие и исходящие товарные накладные и акты выполненных работ (оказанных услуг);

  • банковские выписки, приходные и расходные кассовые ордера;

  • авансовые отчеты;

  • табеля учета рабочего времени, расчетные и платежные ведомости на выплату заработной платы;

  • книга учета доходов и расходов «упрощенца».

Как правило, в организациях отсутствуют акты сверок с контрагентами. Поэтому необходимо провести сверку расчетов с поставщиками, покупателями, кредиторами и заемщиками, с налоговыми и внебюджетными фондами.

Еще раз отметим, что перечень документов зависит от специфики организации, от состояния бухгалтерского учета.

2 этап

Отражение первоначальных остатков по бухгалтерским счетам в программном продукте.

Для того формирования полноценного баланса необходимо сформировать бухгалтерские проводки. Поскольку формируются остатки по всем счетам бухгалтерского учета, то на практике применяется вспомогательный счет 00, который используется в программе «1С». Например, для формирования первоначальной стоимости основного средства заносятся проводки:

  • Дебет 01 Кредит 00;

  • Сумма амортизации, начисленная по основному средству, отражается записью:

  • Дебет 00 Кредит 02.

Размер нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) определяется расчетным путем после разнесения остатков по всем счетам бухгалтерского учета.

При этом также с помощью вспомогательного нулевого счета формируются бухгалтерские проводки:

  • Дебет 00 Кредит 84 - отражена чистая прибыль (при положительной разнице между кредитовым и дебетовым оборотом);

  • Дебет 84 Кредит 00 - отражен убыток (при отрицательной разнице между кредитовым и дебетовым оборотом).

3 этап

Формирование упрощенного бухгалтерского баланса.

После того, как первоначальные остатки по счетам сформированы, они разносятся по соответствующим строкам бухгалтерского баланса:

Актив

Пассив

Наименование

статьи

Код строки

Сумма

Наименование статьи

Код строки

Сумма

Основные средства

1150

83

Уставный капитал

1310

10

Запасы

1210

154

Кредиторская задолженность

1520

155

Дебиторская задолженность

1230

5

Нераспределенная прибыль

1370

134

Денежные средства

1250

57

Баланс

1600

299

Баланс

1700

299

Отметим, что для восстановления бухгалтерского учета некорректно использовать данные Книги учета доходов и расходов «упрощенца» (хотя это намного проще), поскольку в ней регистрируются оплаченные операции (ст.346.17 НК РФ). По данным Книги также невозможно определить остаток материальных ценностей на складе, поскольку в налоговом учете «упрощенцы» учитывают материалы после их оплаты (независимо от передачи их в производство).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

«Обнал»: как компании зарабатывают на самозанятых и физлицах #обзор
НАЛОГИ, БУХГАЛТЕРИЯ
«Обнал»: как компании зарабатывают на самозанятых и физлицах #обзор
В нашем новом видео мы рассмотрим тему "«Обнал»: как компании зарабатывают на самозанятых и физических лицах". Мы разберем, что такое "обнал", какие механизмы и схемы используются компаниями для заработка на самозанятых и физических лицах, и какие риски и последствия могут последовать за участие в таких сделках. Обналичивание денег – это процесс, при котором средства преобразуются из безналичной формы в наличные. Несмотря на кажущуюся простоту, этот процесс часто используется в схемах для минимизации налогов или же вовсе для легализации доходов, полученных незаконным путем. В связи с жесткими финансовыми регуляциями, компании ищут различные способы "обнала", в том числе через самозанятых и физлиц. В видео мы подробно разберем: - Какие существуют схемы "обнала" и почему они столь популярны среди предпринимателей. - Почему самозанятые и физические лица привлекательны для компаний в этих сделках. - Какие риски несут самозанятые и физические лица, согласившиеся участвовать в подобных операциях. - Меры предосторожности и способы защиты своих интересов, если вы столкнулись с предложением участия в "обнале". - Обзор законодательных норм, регулирующих вопросы "обнала" и ответственность за участие в нелегальных схемах. Это видео будет полезно не только для тех, кто интересуется финансовыми операциями и законодательством РФ, но и для широкого круга зрителей, желающих разобраться в сложных экономических терминах и схемах. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить это и другие интересные видео! Не забудьте поставить лайк, если вы нашли для себя что-то новое и полезное, а также поделитесь видео с друзьями и коллегами, которых может заинтересовать данная тема. Ждем ваших комментариев под роликом: возможно, у вас есть вопросы или вы хотите поделиться своим опытом участия в подобных схемах. Вместе мы сможем разобраться в этих неоднозначных и сложных вопросах! Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Как отчитаться о счетах за рубежом по новой форме?
Услуги специалистов: https://rosco.su/yurist/nalogovaya-konsultatsiya/ Таймкоды: 00:00 Вступление 00:45 Кто освобожден от сдачи отчетов? 03:28 По какой форме сдавать отчет в налоговую? 04:54 Что изменилось в отчетности? 07:19 Когда нужно применять обновленные правила? 08:21 Какие штрафы грозят за игнорирование отчета либо неправильное заполнение? Резиденты РФ — физлица, компании и ИП, имеющие зарубежные счета в банках, а также брокерские счета, ценные бумаги и иные зарубежные финансовые активы, должны сдавать налоговикам специальный отчет. В какие сроки и по какой форме нужно отчитываться в 2024 году? Что будет, если не сдать или с опозданием представить отчетность по банковским зарубежным счетам? Давайте разберем эти вопросы! Читайте также: https://rosco.su/consult/kak-otchitatsya-o-schetakh-za-rubezhom-po-novoy-forme/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Какие отчеты сдавать в статистику малому бизнесу?
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/autsorsing/ Таймкоды: 00:00 Вступление 00:54 Кто должен сдавать отчет в статистику? 02:39 Как узнать: попала или нет компания в выборку Росстата? 06:00 Нужно ли сдавать «нулевые» отчеты в Росстат? 06:30 Каким способом сдать отчеты в Росстат? 07:14 От чего зависит перечень форм статотчетности? О том, что нужно сдавать отчеты в статистику, знают не все предприниматели. Как узнать, какие отчеты нужно сдавать в Росстат? От чего зависит объем предоставляемой отчетности? Нужно ли сдавать нулевую отчетность, если отсутствуют показатели в форме? О том, как малому бизнесу разобраться в статотчетности, пойдет речь в нашем новом видео. Читайте также: https://rosco.su/consult/kakie-otchety-sdavat-v-statistiku-malomu-biznesu/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit