В силу специфики осуществляемой деятельности и, соответственно, различного законодательного регулирования, учетная политика торговой компании будет отличаться от учетной политики производственного предприятия. Какие разделы должна включать в себя учетная политика торговой компании?
Учетная политика в торговле представляет собой документ, в котором компания закрепляет выбранные способы ведения бухгалтерского и налогового учета. Поэтому при разработке способов ведения учета компании, прежде всего, должна учитываться специфика ее деятельности.
Учетная политика торговой компании разрабатывается в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, указаниями и рекомендациями по бухгалтерскому учету с учетом особенностей, осуществляемых компанией видов деятельности и совершаемых фактов хозяйственной жизни.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
На что обратить внимание при разработке учетной политики торговой компании?
В торговой компании утверждается положение об учетной политике, как правило, отдельно для целей бухгалтерского и налогового учета.
Ведение бухгалтерского учета в рознице отличается от учета в оптовой торговле. Учет поступивших товаров в розничной торговле может осуществляться как по закупочным ценам, так и по продажным с выделенным учетом наценки (п.13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»).
Выбранный порядок учета поступивших товаров нужно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, данный раздел учетной политики может выглядеть так: «Учет товаров в розничной торговле осуществляется по продажным ценам с использованием счета 42 «Торговая наценка» (п.13 ПБУ 5/01)».
В оптовой торговле товары учитываются по фактической себестоимости.
Например, данный раздел учетной политики может выглядеть так: «Затраты на приобретение товаров, включая транспортно-заготовительные расходы (ТЗР), учитываются по дебету счета 41 «Товары». Счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей» не используются. ТЗР, которые связаны с приобретением товаров с разными наименованиями, распределяются пропорционально стоимости приобретения этих товаров (п.5 и п.6 ПБУ 5/01, п.10 МСФО (IAS) № 2 «Запасы»)».
При списании проданных товаров их стоимость может учитываться одним из способов, установленных учетной политикой:
-
по себестоимости каждой единицы;
-
по средней себестоимости;
-
по себестоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО).
В учетной политике торговой компании необходимо обратить внимание на учет транспортных расходов.
ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ
Так, транспортные расходы могут списываться в расходы либо:
-
в полной сумме расходов, понесенных в течение месяца, на конец каждого месяца (п.13 ПБУ 5/01);
-
в части, приходящейся на стоимость проданного товара, одновременно с признанием выручки от его реализации (п. 9 ПБУ 10/99).
В налоговом учете торговые компании формируют расходы на реализацию (издержки обращения) с учетом особенностей ст.320 НК РФ.
Торговые компании имеют право сформировать налоговую стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров.
Расходы текущего месяца по торговым операциям распределяются на прямые и косвенные расходы.
К прямым расходам в налоговом учете относятся: стоимость приобретенных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и сумма расходов на доставку покупных товаров (транспортные расходы) до склада компании - покупателя товаров (в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров). Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст.265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и списываются единовременно.
В налоговом учете торговых компаний транспортные расходы, относящиеся к прямым, распределяются в конце месяца по среднему проценту на остаток нереализованных товаров либо расходы на доставку товаров при их приобретении могут включаться в стоимость товаров (ст.320 НК РФ).
Содержание учетной политики торговой компании
Основные разделы учетной политики торговой компании для целей бухгалтерского учета могут выглядеть так:
1. Введение
1.1.1. Назначение и цели документа
2. Организационно-технические аспекты учетной политики
2.1.1. Организация учетного процесса
2.1.2. Первичные учетные документы и порядок организации документооборота
2.1.3. Объекты и регистры бухгалтерского учета
2.1.4. Формы и порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности
2.1.5. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
2.1.6. Хранение документов бухгалтерского учета
3. Общие методические аспекты бухгалтерского учета
3.1.1. Изменение учетной политики Общества
3.1.2. Порядок исправления ошибок
3.1.3. Применяемые способы квалификации и оценки объектов учета
4. Материально-производственные запасы (МПЗ)
4.1.1. Признание МПЗ
4.1.2. Первоначальная оценка МПЗ
4.1.3. Учет материалов
4.1.4. Учет товаров
4.1.5. Учет излишков и недостач, выявленных при инвентаризации
4.1.6. Раскрытие информации о МПЗ в бухгалтерской (финансовой) отчетности
5. Учет доходов
5.1.1. Учет доходов по обычным видам деятельности
6. Учет расходов
6.1.1. Учет расходов по обычным видам деятельности
6.1.2. Учет прочих расходов
6.1.3. Особенности признания отдельных видов расходов
7. Особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
7.1.1. Общие положения
7.1.2. Приложение 1. Положение о системе документооборота.
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций (общие)
7.1.3. Приложение 2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
7.1.4. Приложение 3. Порядок формирование резерва по сомнительным долгам.
7.1.5. Приложение 4. Формы регистров бухгалтерского учета.
Нужна учетная политика торговой компании? Обращайтесь в «РосКо»
Компания «РосКо» разработает учетную политику торговой компании как для целей бухгалтерского, так и налогового учета. Наши специалисты имеют высокую квалификацию и большой практический опыт, отслеживают все изменения в профильном законодательстве, умеют взаимоувязано применять правовые нормы отрасли.
Формирование учетной политики компании проводится оперативно и грамотно, в части налоговых исчислений подбираются легальные методы снижения налогового бремени. Специалисты компании «РосКо» также могут подготовить пакет документов для первичного утверждения или внести изменения в действующую УП.
Стоимость разработки учетной политики зависит от объемов работ, масштаба и сложности деятельности торговой компании.