В учетной политике компания отражает способы и правила учета, которые в ней применяются. Однако не все виды УП необходимы предпринимателю. Разработка конкретной политики будет зависеть от целей ИП и масштабов его деятельности.
Если бизнес ИП насчитывает несколько видов деятельности, имеет большое количество персонала в штате, обладает большой выручкой, а также желает эффективно управлять компанией и оптимизировать налогооблагаемую базу, то для него нужно подбирать выгодные способы учета и оптимальный режим налогообложения. В таком случае будут необходимы все виды учетной политики для ИП.
Предприниматели могут на добровольной основе вести бухучет упрощенными методами или в полном объеме. В случаях, когда ИП решит вести бухучет, ему будет нужно разработать бухгалтерскую УП.
С помощью организации бухучета на основании грамотно разработанной УП и указанных в ней способов ведения можно получить подробную информацию о хозяйственной деятельности ИП. В будущем это даст возможность принимать правильные управленческие решения в бизнесе.
Обязанность ИП утвердить налоговую политику
В отличие от УП для целей бухучета, для предпринимателя необходимо разрабатывать налоговую УП. В ней нужно отразить все применяемые методы, которые будут определять доходы и расходы компании, методы их признания, распределения и оценки. Без определения данной информации невозможно полностью достоверно определить налоговую базу. Подробная методология разработки УП отражена в НК РФ.
Как ИП составить учетную политику
Для разработки УП государство предоставляет предпринимателю 90 дней с момента госрегистрации. Если компания ведет свою деятельность давно, но УП у нее еще не сформирована, то сделать и утвердить ее необходимо до конца текущего года, а использовать с начала следующего.
Необходимо перечислить в УП все способы и правила учета, которые использует компания в настоящее время, а также издать Приказ об утверждении УП. Изменять или обновлять политику каждый год не обязательно. Если потребуется внести в документ корректировки, вы можете сделать это и выпустить соответствующий новый приказ.
Стоит учитывать, что УП разрабатывается под каждую конкретную компанию со своими особенностями, которые основаны на специфике деятельности, выбранном режиме налогообложения и используемых способах бухучета.
Разработка УП поможет решить ИП следующие задачи:
-
возможность правильного интерпретирования используемых методов перед налоговыми органами, а также в судебных инстанциях;
-
упорядочивание процессов учета;
-
доскональный расчет налоговых обязательств;
-
возможность передачи полномочий по ведению налогового учета новому штатному специалисту или специализированной аутсорсинговой компании.
Учетная политика при УСН
Учет доходов
Полностью прописывать создание доходной части не нужно. УП «доходы» может включать в себя:
-
описание того, что конкретно относят к доходам, а что к прочим поступлениям;
-
учет авансовых платежей;
-
и другие необходимые пункты (например, последовательность исправление ошибок, порядок возврата авансовых или ошибочных платежей и другое).
Если вы разрабатываете учетную политику УСН по образцу, предусматривайте еще необходимость дополнительного указания пунктов о списании расходов, уменьшающих налоговую базу (в частности, это необходимо при наличии раздельного учета). Остальные пункты стоит прописывать в УП только при ведении полноценного бухучета.
Поэтому далее будем описывать учетную политику «расходы» («доходы минус расходы»).
Учет основных средств
В УП вносятся данные об учете ОС. При этом необходимо указать:
-
порядок формирования первоначальной стоимости (сумма расходов на приобретение, изготовление и доставку);
-
конкретные объекты, которые учитываются как МПЗ, а какие – в составе ОС;
-
учитывается ли их срок эксплуатации у предыдущего собственника или норма амортизации определяется по общероссийскому классификатору ОС;
-
порядок списания сумм, в том числе при оплате имущества в рассрочку.
Прописывается метод начисления амортизации, а также указывается используются ли специальные коэффициенты или амортизационные премии.
Этот пункт нужен и для ИП на общем режиме, так как амортизация ОС позволяет уменьшить налоговые обязательства.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Учет материалов
Прописывается порядок определения стоимости сырья и материалов, включены ли в себестоимость транспортные расходы или учитываются отдельно. Списание осуществляется по средней стоимости, по себестоимости каждой отдельно взятой единицы или по ФИФО. Можно добавить информацию о том, какие именно документы являются основанием для списания.
Учет товаров
В УП указывается как формируется стоимость товаров, учитываются ли при этом затраты на транспортировку. Списание производится по средней стоимости, по стоимости каждой единицы или по ФИФО. Возможно подробное описание способов определения суммы расходов по товарам, которая включается в налоговую базу.
Затраты
В данном пункте можно прописать как производится формирование прочих затрат. При использовании раздельного учета обязательно необходимо указывать каким образом ИП распределяет расходы (в том числе по заработной плате сотрудников, взносам во внебюджетные фонды, больничным) между используемыми режимами.
Убытки
Убытки прошлых налоговых периодов могут уменьшать налогооблагаемую базу, поэтому можно указать методику их учета (ведение отдельного регистра). Далее прописать, каким образом они учитываются.
Разрабатывая самостоятельно учетную политику «расходы» по образцу, следует принять во внимание все перечисленные пункты и формировать документ, опираясь на них.
Если вам необходима помощь в формировании УП, вы всегда можете обратиться в «РосКо». Квалифицированные специалисты разработают для вас документ в соответствии с законодательством и спецификой вашей деятельности.