Составление агентского договора


Что представляет собой агентский договор? В чем заключается его главное отличие от «обычных» договоров? Какие нюансы нужно знать, чтобы составить агентский договор?

Агентский договор относится к посредническим договорам. Различают три вида посреднических сделок:

Виды посреднических сделок

Возникновение прав и обязанностей по сделкам

Договор поручения

У доверителя или поручителя                  

Договор комиссии  

У комиссионера, даже в случае, если комитент назван в сделке и в полной мере в ней участвует                             

Агентский договор

У агента, если агент выступает по договору от своего имени

У принципала, если агент выступает по договору от имени принципала

В каком случае используются агентские договоры?

Использование в хозяйственной практике агентских договоров предполагает совершение одной стороной – агентом по поручению другой стороны – принципала за вознаграждение юридических и иных действий от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п.1 ст.1005 ГК РФ).

То есть сторонами агентского договора являются агент и принципал. Агент будет выполнять определенные действия по поручению другого лица, которое именуется принципалом. Агентский договор является возмездным.

Например, принципал поручает агенту осуществить для него поиск клиентов для расширения сферы деятельности. Либо агент-риелтор оказывает услуги по поиску клиентов для купли-продажи недвижимости или сдаче ее в аренду.

Распространены договоры агентирования и у операторов связи. Например, к ним относятся действия по поиску потенциальных абонентов, их справочно-информационному обслуживанию, оказанию абонентам сервисных услуг, а также юридические действия по заключению абонентских договоров и внесению изменений и дополнений в действующие абонентские договоры (Определение ВС РФ от 06.06.2017 г. №37-КГ17-6).

Агентская схема договоров используется и при осуществлении расчетов электроэнергии, поставленной принципалом жителям многоквартирного дома (Постановление АС Центрального округа от 19.02.2018 г. № А62-2202/2017). На основе агентского договора расчетным центром-агентом по поручению принципала-компании осуществляется сбор с населения платы за жилое помещение и оказанные жилищно-коммунальные услуги.

Что должно быть прописано в агентском договоре?

1. Предмет договора

Первым делом в агентском договоре должен быть указан предмет договора. Без указания предмета агентский договор считается незаключенным.

Для агентского договора предмет не имеет материального характера, а представляет собой набор действий, который должен совершить агент по поручению другой стороны – принципала.

Например, формулировка в части предмета договора может выглядеть так:

«Агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению Принципала сделки как от своего имени, так и от имени Принципала, но в любом случае за счет Принципала. Конкретные условия совершения сделок приводятся в Приложениях к настоящему договору, подписываемых сторонами на каждое поручение Принципала».

ЮРИСТ - Договорная работа ЮРИСТ - Договорная работа

Если же из содержания договора невозможно сделать вывод о том, какие именно конкретные действия, или полномочия на совершение действий, предоставлены агенту, то договор может быть признан незаключенным.

Вместе с тем, для определения предмета договора агентирования достаточно указания общих полномочий агента. Никаких ограничений по роду и характеру действий, совершаемых агентом, законом не предусмотрено, что позволяет принципалу поручать агенту осуществление любых действий (Решения АС Республики Крым от 06.04.2020 г. №А83-9799/2019, АС г. Москвы от 26.03.2020 г. №А40-233360/2019).

Например, предмет агентского договора – оказание агентом услуг по совершению в интересах принципала юридических действий, поскольку в момент заключения такого длящегося договора не всегда можно определить характер возможных сделок.

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

2. Сроки действия договора

Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия (п. 3 ст. 1005 ГК РФ).

Например, формулировки в части срока действия агентского договора могут выглядеть так:

«Договор действует до 31 декабря 2021 г. включительно».

«Агент обязуется выполнить необходимые действия, предусмотренные в п.1.1, в течение 20 календарных дней с даты одобрения принципалом».

Важно!
Если срок действия договора не указан, то фактически он будет действовать пока стороны не исполнят по нему свои обязательства. Условие о сроке не является существенным для агентского договора.

3. Порядок и сроки предоставления отчета агента

При исполнении агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Если таких условий в договоре нет, то отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
Если агентским договором не предусмотрено иное, то к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала (ст.1008 ГК РФ).

Принципал вправе предъявить претензии по отчету в течение 30 дней или в срок, установленный соглашением. 

СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

4. Размер и порядок выплаты агентского вознаграждения

Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (ст.1006 ГК РФ).

Но даже если в договоре не указан размер вознаграждения и его невозможно рассчитать исходя из его условий, то оно уплачивается в течение недели с момента предоставления принципалу отчета агента.

Отсутствие в агентском договоре условия о размере вознаграждения и порядка его уплаты, на практике приводит к судебным баталиям между сторонами договора. Для того, чтобы не иметь проблем в будущем, рекомендуется указывать в договоре размер и момент выплаты агентского вознаграждения.

При этом указание вознаграждения в твердой сумме является не всегда самым выгодным вариантом для агента. Целесообразным и для агента, и для принципала является вознаграждение в виде процента от сделки, что стимулирует агента, например, продавать больше товара или находить больше покупателей.