С 2021 года в России действует система прослеживаемости. Она предполагает ежеквартальную подачу отчетности в налоговую по операциям с товарами, подлежащими прослеживемости. Ответственность за нарушение требований, предъявляемых к предпринимателям в этой области, законом до сих пор не предусмотрена, однако в настоящее время на стадии общественного обсуждения находится законопроект, которым планируют установить такую ответственность.
Система прослеживаемости позволяет отследить все операции, проводимые с определенными товарами, с момента завоза их из-за границы и до момента выбытия их из хозяйственного оборота. Товар считается выбывшим из оборота, если он был продан физическому лицу, передан в производство, утилизирован, вывезен в другую страну и пр.
Система прослеживаемости контролирует товарооборот только с теми товарами, перечень которых определен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 №1110. В список входит, например, холодильное и морозильное оборудование, стиральные машины, бульдозеры, дорожные катки, транспортные средства промышленного назначения, детские сиденья (кресла) безопасности и нек. др. товары. При этом участники хозяйственного оборота освобождаются от соблюдения установленных правил для сделок с прослеживаемыми товарами, если им не удалось определить, из какой страны поступил товар. Обычно страну происхождения можно установить по документации на товар - его паспорту, спецификации, сертификату соответствия, но если по каким-либо причинам это сделать невозможно, включать такой товар в систему учета прослеживаемых товаров не надо. Однако надо иметь в виду, что если у налоговой возникнут вопросы относительно этого товара, бремя доказывания того, что информация о его происхождении действительно была недоступна, возлагается на предпринимателя.
Проблемой безнаказанности предпринимателей в этой сфере чиновники озаботились еще в прошлом году. Изначально планировалось ввести санкции для нарушителей с 01.07.2022: тогда хотели за каждый неправильно оформленный счет-фактуру взыскивать штраф в размере 1 тыс. руб. Однако соответствующие изменения в КоАП так и не внесли. Законопроект до сих пор находится в стадии обсуждения, только вот размеры штрафов теперь обсуждаются совсем другие.
В новой редакции, предложенной Минфином, ряд штрафов имеет очень широкий разброс по своему размеру за одно и то же правонарушение.
Так, к примеру, законодатели предлагают за непредоставление ежеквартальной отчетности об операциях с прослеживаемыми товарами и за просрочку предоставления такого отчета в налоговый орган налагать штрафы в размере от 1 000 до 30 000 руб. для ИП и от 1000 до 100 000 руб. для юридических лиц; а за подачу отчета не в электронной форме, а другим способом (в бумажном виде) - от 200 руб. до 30 000 руб. для ИП и от 200 руб. до 100 000 руб. для компаний.
Из опубликованного текста законопроекта пока не совсем ясно, от чего именно будет зависеть размер штрафа в каждом отдельном случае, все же предлагаемый диапазон слишком уж велик. Исходя из ст. 4.1 КоАП РФ, которой установлены общие правила назначения административного наказания, можно предположить, что конкретная сумма, в первую очередь, будет определяться с учетом имущественного и финансового положения компании, например, в зависимости от ее прибыли за отчетный или предшествовавший ему период. Понятно, что для юридического лица с многомиллионными доходами штраф в 1000 рублей будет совсем неощутим, в то время как для молодой, развивающейся компании с доходом в пару миллионов рублей стотысячный штраф может стать серьезным убытком.
К иным обстоятельствам, смягчающим и отягчающим административную ответственность, традиционно относят повторяемость правонарушения (его однократность или многократность), а также степень значительности допущенного нарушения и тяжесть его последствий. К примеру, если одна и та же компания или ИП будут "пойманы" на несоблюдении требований о предоставлении отчетности несколько раз, то штраф однозначно будет выше, чем у тех участников товарооборота, которые допустил нарушение впервые.
Однако есть и хорошие новости.
Во-первых, рассматриваемый законопроект в ряде случаев предоставляет подотчетным лицам возможность избежать ответственности в случае своевременного устранения нарушений. Так, предлагаемой к включению в КоАП РФ ст. 15.50 установлена ответственность за искажение реквизитов прослеживаемости в отчетах об операциях, однако далее той же статьей предусмотрена возможность освобождения от этой ответственности при условии, если к моменту представления отчетности в налоговый орган неверно отраженные сведения будут исправлены на правильные.
Во-вторых, указанные поправки планируют применять с 2024 года, что логично, поскольку система только начинает работать, и пользователям нужно время для того, чтобы привыкнуть к требованиям налоговой, лучше в них разобраться и не получать штрафы за банальные ошибки, вызванные недостаточностью опыта работы по новым правилам.
По данным ФНС, изложенным в Письме от 20.01.2022 №ЕА-4-15/527@, за первые полгода после внедрения системы прослеживаемости отчеты, подготовленные с ошибками, составили около 14% от общего числа таких отчетов. При этом немалую часть заняли чисто технические ошибки. Если бы на тот момент административная ответственность уже была введена, огромное количество участников товарооборота понесло бы значительные убытки, причем вызванные не сознательным нарушением закона, а элементарной нехваткой знаний.
Очевидно, что административной ответственности за нарушение законодательства в сфере прослеживаемых товаров быть. В связи с этим, представляется, что в интересах налогоплательщиков - потратить оставшееся до введения в действие рассматриваемого законопроекта время на тщательное изучение вопроса, чтобы впоследствии не понести убытки из-за собственной неподготовленности.