Самозанятые граждане: юридические аспекты, налоговые льготы

Услуги по теме
Открытие бизнеса (ООО, АО, ИП)
от 4 500 руб.

Согласно пункту 1 статьи 18 Закона г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве" (далее Закон № 46), под самозанятостью понимаются самостоятельные организация и ведение предпринимательской деятельности.

Самостоятельно занятыми лицами могут быть:

- работодатели — это лица, управляющие собственным малым предприятием или занимающиеся предпринимательской деятельностью и имеющие одного или нескольких наемных работников;

- самостоятельные работники - лица, которые, работая самостоятельно или с одним или несколькими партнерами, не нанимают на постоянной основе работников;

- неоплачиваемые семейные работники - лица, как правило, работающие без вознаграждения на предприятии (в хозяйстве), управляемом лицом, с которым они находятся в родственных отношениях;

- члены производственного кооператива.

Государство оказывает содействие и поддержку, в том числе финансовую, указанным категориям граждан путем заключения договора. 

Безработный гражданин, желающий получить государственную поддержку в виде финансовой помощи, должен удовлетворять следующими необходимым условиям:

 - достижение гражданином 16-летнего возраста;

 - регистрация гражданина в качестве безработного в государственном учреждении, службы занятости населения;

 - избрание вида деятельности, являющегося приоритетным для города Москвы;

 - представление технико-экономического обоснования избранного вида деятельности (бизнес-плана);

 - заключение договора между государственным учреждением службы занятости населения и гражданином;

 - получение свидетельства на право заниматься предпринимательской деятельностью или свидетельства о регистрации малого предприятия в соответствии с заключенным договором.

Порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи безработным гражданам при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства утвержден Постановлением Правительства Москвы от 19 декабря 2012 г. N 757-ПП.

НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях

Финансовое содействие осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Департаменту труда и занятости населения города Москвы и осуществляется государственными казенными учреждениями центрами занятости населения административных округов города Москвы по месту жительства безработных граждан (далее - ГКУ ЦЗН АО города Москвы).

УСЛУГИ БУХГАЛТЕРА ДЛЯ ИП: ЦЕНЫ В МОСКВЕ

Для того, чтобы воспользоваться господдержкой такого рода, необходимо предоставить заявление о предоставлении единовременной финансовой помощи по месту жительства заявителя по утвержденной форме, которая размещена на официальном сайте в сети Интернет; документ, удостоверяющий личность заявителя; бизнес-план, а также документ кредитной организации, удостоверяющий открытие соответствующего счета, с указанием необходимых реквизитов.

После того как договор о предоставлении единовременной финансовой помощи будет заключен, самозанятому гражданину необходимо предоставить еще ряд документов, подтверждающих государственную регистрацию и понесенные для совершения этого действия фактические расходы (подготовка документов, оплата нотариальных действий, изготовление печатей, штампов и другие). Финансовая помощь предоставляется в размере фактически понесенных расходов на указанные в документах цели, но не более 10 200 000 рублей.

ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ

ГКУ ЦЗН АО города Москвы осуществляет регистрацию заявления и направляет заявителю в срок не позднее 10 календарных дней со дня регистрации его заявления уведомление о принятии заявления или об отказе в его принятии с указанием причин такого отказа. Основанием для отказа является несоответствие этого заявления и прилагаемых к нему документов установленным требованиям. В случае принятия положительного решения, стороны заключают договор и госорган издает приказ о предоставлении единовременной финансовой помощи.

Как мы уже говорили, самозанятый гражданин может осуществлять выбранный им вид детальности в рамках юридического лица, ИП или крестьянско-фермерского хозяйства.

 ГКУ ЦЗН АО города Москвы в свою очередь осуществляет контроль за соблюдением получателями фактического периода осуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев.

Таким образом, если самозанятый гражданин зарегистрировал юридическое лицо, то его организация является налогоплательщиком на общих основаниях с учетом выбранной им системы налогообложения и видов хозяйственной деятельности. Тоже можно сказать и о страховых взносах, уплачиваемых в пенсионный фонд, медицинский, а также фонд занятости. Здесь никаких особенностей и изменений в существующей системе исчисления и уплаты в ближайшее время не предвидится. Изменения, которые планируется внести касаются плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 ФЗ от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Это индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой. Все они должны иметь статус плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Материалы по теме Материалы по теме

В отношении указанных лиц в октябре 2014 года в Государственную Думу был внесен законопроект N 630335-6 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Частью 1 статьи 14 Федерального Закона № 212-ФЗ установлено, что данные плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы во внебюджетные фонды в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 статьи 14 Закона № 212-ФЗ. Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зависит от полученного дохода за расчетный период. Плательщики подразделяются на две категории: получающие доход до 300000 рублей и получающие доход более 300000 рублей.

АРБИТРАЖНЫЙ ЮРИСТ

На практике действующая редакция закона обязывает всех плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, уплачивать страховые взносы.

 И даже тех, кто по каким-либо причинам не получил доход вовсе, либо получил убыток, связанный с определенной деятельностью. Фактически указанные лица должны изыскать эти средства, что не всегда представляется возможным, так как доход получен не был, либо деятельность не осуществлялась вовсе. Закон № 212-ФЗ обязывает указанной категории плательщиков уплачивать страховые взносы не по факту дохода, а с момента регистрации в налоговом органе. Но, по мнению законодателя, регистрация в налоговом органе не должна являться основанием, обеспечивающим получение дохода как такового.

Закон не позволяет начинающим предпринимателям и адвокатам, занимающимся частной практикой, адаптироваться в своей деятельности, не дает времени для безболезненного вхождения на рынок. В связи с чем в 2013 году почти миллион индивидуальных предпринимателей прекратили свою деятельность, в 2014 году ситуация не изменилась.

ЮРИСТ - Юр.обслуживание ЮРИСТ - Юр.обслуживание

Предлагается освободить от уплаты страховых взносов всех лиц, кто не получил доход за расчетный период. Освобождение плательщиков, не получивших за расчетный период доход, будет являться справедливым решением в отношении указанных лиц.

Законодатель считает, что принятие данного законопроекта обеспечит прирост числа новых предпринимателей и, как следствие, прирост будущей налоговой базы. Обеспечит поддержку государством индивидуальных предпринимателей на ранних этапах развития, что в свою очередь положительно скажется на развитии малого бизнеса и экономики в целом.

Еще одним нововведением является предоставление возможности получения патента самозанятыми физическими лицами. 

В Государственную Думу был внесен проект федерального закона № 634370-6 "О внесении изменений в статью 346.20 и главу 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации". 11 ноября 2014 года законопроект был принят в первом чтении. В главу 26.5. «Патентная система налогообложения» НК РФ предлагается внести изменения предусматривающие применение патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами и возможность уплаты ими налога в связи с применением патентной системы налогообложения с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу "одного окна". Субъектам РФ будет предоставлено право устанавливать для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве ИП, перешедших в течение двух лет со дня регистрации в качестве ИП на УСН или патентную систему налогообложения "налоговые каникулы" в виде налоговой ставки в размере 0 процентов. При этом на применене этой ставки могут быть установлены ограничения в виде предельного размера доходов индивидуальных предпринимателей, средней численности работников, нарушение которых за налоговый период является основанием для утраты права на применение указанной налоговой ставки.

Таким образом, в перечень налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, включены самозанятые граждане, получившие патент на один из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого данная система может применяться.

Постановку и снятие с учета будут осуществлять налоговые органы на основании заявления на получение патента.

 Порядок совершения регистрационных действий должен быть утвержден федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Предполагается, что патент будет действовать только на территории того муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, который указан в патенте. При этом заявление на получение патента со сроком начала его действия со следующего календарного года можно будет подавать не ранее 1 декабря календарного года, предшествующего календарному году, в котором ИП планирует применять патентную систему налогообложения. Также, согласно изменениям увеличиваются сроки для уплаты налога в связи с применением патентной системы налогообложения. В том случае, если патент будет получен на срок до 6 месяцев, то налог в полной сумме необходимо будет уплатить не позднее срока действия патента, тогда как в настоящее время налогоплательщик обязан уплатить налог полностью не позднее 25 дней после начала действия патента. В том случае, если патент будет получен на срок от 6 месяцев до календарного года, то одну треть суммы налога необходимо будет уплатить через 90 дней после начала действия патента (вместо 25 дней как это предусмотрено в настоящее время). Остальные две трети суммы налога будут уплачиваться налогоплательщиком не позднее срока окончания действия патента, тогда как в настоящее время оставшуюся сумму налога налогоплательщик обязан уплатить не позднее 30 дней до окончания действия патента.

ЮРИДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Форма патента, предусматриваемая для самозанятых граждан, должна содержать сведения о расчете размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате указанными налогоплательщиками.

В заключение отметим

Прежде чем приступить к разработке рассмотренных нами изменений, Минфин России запросил мнение регионов и Торгово-промышленной палаты РФ по вопросу целесообразности введения патентной системы для самозанятых граждан. «За» высказались 54 субъекта, «против» - 22. Возражения основаны на мнении, что введение данного режима противоречит нормам гражданского законодательства и налогового законодательства РФ, которые не содержат понятия "самозанятость" и не определяют круг физических лиц, занимающихся указанной деятельностью.

В соответствии с нормами ГК РФ, предпринимательскую деятельность вправе осуществлять юридические лица и ИП. Ведение предпринимательской деятельности ИП без постановки на учет в налоговом органе влечет применение к нему мер уголовной, административной ответственности и ответственности, предусмотренной НК РФ.

Таким образом, без установления законодательных норм, определяющих понятия "самозанятость" и круг физических лиц, такой деятельностью занимающихся, а также порядка их регистрации налоговыми органами и ПФ РФ, введение специального налогового режима для самозанятых граждан не представляется возможным. Тем не менее законопроект прошел первое чтение и скорее всего, в ближайшем будущем будет принят, так что, как говорится, поживем...увидим...

УСЛУГИ АДВОКАТА В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ