Президент РФ подписал указ о приостановлении отдельных положений, касающихся избежания двойного налогообложения с недружественными странами. Как сейчас будут решаться международные вопросы по налогам? Как данное решение скажется на автоматическом обмене информацией с зарубежными компетентными органами по налоговым делам соотечественников?
Начиная с 1 июля 2015 года, у российских налоговиков появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами зарубежных стран (письмо Минфина и ФНС РФ от 22.12.2015 г. №ОА-4-17/22482@). Целью такого обмена является выявление граждан и компаний, скрывающих доходы от налогообложения за границей. Для этого ФНС РФ подписала соглашения с компетентными органами других стран. Право обмениваться информацией и механизм обмена закреплен в ст.142.2 НК РФ.
Однако в настоящее время ситуация поменялась и налоговикам стало труднее получать необходимую информацию от некоторых стран.
Как на практике осуществляется обмен информацией?
Страховые компании, банки, брокерские компании, инвестиционные фонды, трасты, депозитарии, фондовые биржи и иные участники финансового рынка обязаны предоставлять налоговикам информацию о своих клиентах, выгодоприобретателях либо контролирующих их лиц, если они являются налоговыми резидентами зарубежных стран (п.1 ст.142.2 НК РФ).
Налоговики не занимаются сбором информации, их роль заключается в передаче информации в компетентные органы иностранных государств, которые являются участниками обмена.
Для некоторых участников финансового рынка сделаны послабления, и они не передают сведения в рамках обмена. Например, ЦБ РФ, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития (постановление Правительства РФ от 16.06.2018 г. №693).
В свою очередь, ФНС РФ получает зеркальную информацию от соответствующих органов иностранных государств о налоговых резидентах РФ.
1 шаг. Финансовые организации в срок до 31 мая года, следующего за отчетным годом, передают информацию налоговикам в электронном виде.
Перечень передаваемых сведений регламентирован (п.3-9 раздела 2 постановления Правительства РФ от 16.06.2018 г. №693). Например, помимо данных о клиенте-физическом лице передаются сведения о каждом договоре. Например, остаток на счете клиента на 31 декабря, обороты за год, начисленный доход за период.
2 шаг. Полученные сведения налоговики направляют в компетентные органы зарубежных стран по принадлежности резидентов.
3 шаг. Российские налоговики получают информацию от компетентных органов зарубежных государств о своих гражданах.
Важно знать, что передача и получение сведений осуществляется не во все страны, а только в те, с которыми у России налажен автоматический обмен. Последний перечень стран, действующий с 16 декабря 2022 г., налоговики утвердили приказом от 28.10.2022 г. №ЕД-7-17/986@.
Перечень включает в себя 96 юрисдикций. Среди них: Германия, Турция, Франция, Китай.
Ранее в списке было 116 юрисдикций.
Какие страны игнорируют обмен налоговой информацией с Россией?
Автоматический обмен информацией не действует в отношении таких стран как, например, США, Великобритания, Швейцария, Канада. Более того, такие страны как США, Великобритания, Северная Ирландия объявили о прекращении любого взаимодействия с российскими налоговиками.
Несмотря на то, что Президент РФ «заморозил» отдельные положения СИДН с 38 недружественными странами, приостановка не касается автоматического обмена информацией между налоговыми службами стран.
Какие риски возникают при отсутствии автоматического обмена информацией?
У некоторых граждан возникает соблазн «под шумок» скрыть полученные за рубежом доходы. Логика проста - раз нет автоматического обмена сведениями, то нет смысла самостоятельно сообщать налоговикам о своих зарубежных активах.
Несмотря на отсутствие обмена информацией, ничего не мешает налоговикам сделать запрос напрямую налоговикам иностранного государства, в котором получил доход российский налоговый резидент. А если у налоговиков «есть следы» по ранее совершенным операциям, например, при декларировании зарубежных счетов, то налоговики могут отправить уже точечный запрос в налоговый орган иностранного государства.
Такая форма получения информации существовала и ранее. И не факт, что недружественная нам страна проигнорирует запрос. Кроме того, возможно, что в будущем ситуация изменится и зарубежная страна пополнит список стран-участниц обмена. Тогда сведения могут быть переданы российским налоговикам сразу за несколько лет.
Так, незаконной валютной операцией будет являться зачисление на зарубежные банковские счета в иностранных государствах, которых нет в перечне ФНС РФ, дивидендов, купонных доходов, процентов, доходов от аренды и продажи недвижимости, транспортных средств.
А раз нет обмена с ФНС, то налоговики будут уделять повышенное внимание таким операциям. Тем более, что штраф за нарушение валютного законодательства составляет от 20 до 40% от незаконной операции, а поступления в бюджет нужно увеличивать…
На практической налоговой конференции «Налоговая среда - 2023», начальник управления трансфертного ценообразования ФНС РФ объяснила, что несмотря на напряженные отношения, иностранные государства, которые официально объявили о прекращении обмена информацией «можно посчитать по пальцам одной руки». Большинство стран все-таки продолжает обмениваться финансовой информацией.