С какими странами происходит обмен информацией о транзакциях соотечественников?

Президент РФ подписал указ о приостановлении отдельных положений, касающихся избежания двойного налогообложения с недружественными странами. Как сейчас будут решаться международные вопросы по налогам? Как данное решение скажется на автоматическом обмене информацией с зарубежными компетентными органами по налоговым делам соотечественников?

Начиная с 1 июля 2015 года, у российских налоговиков появилась возможность обмениваться информацией с компетентными органами зарубежных стран (письмо Минфина и ФНС РФ от 22.12.2015 г. №ОА-4-17/22482@). Целью такого обмена является выявление граждан и компаний, скрывающих доходы от налогообложения за границей. Для этого ФНС РФ подписала соглашения с компетентными органами других стран. Право обмениваться информацией и механизм обмена закреплен в ст.142.2 НК РФ.

Однако в настоящее время ситуация поменялась и налоговикам стало труднее получать необходимую информацию от некоторых стран. 

Как на практике осуществляется обмен информацией?

Страховые компании, банки, брокерские компании, инвестиционные фонды, трасты, депозитарии, фондовые биржи и иные участники финансового рынка обязаны предоставлять налоговикам информацию о своих клиентах, выгодоприобретателях либо контролирующих их лиц, если они являются налоговыми резидентами зарубежных стран (п.1 ст.142.2 НК РФ).

Налоговики не занимаются сбором информации, их роль заключается в передаче информации в компетентные органы иностранных государств, которые являются участниками обмена.

Для некоторых участников финансового рынка сделаны послабления, и они не передают сведения в рамках обмена. Например, ЦБ РФ, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития (постановление Правительства РФ от 16.06.2018 г. №693).

В свою очередь, ФНС РФ получает зеркальную информацию от соответствующих органов иностранных государств о налоговых резидентах РФ.

1 шаг. Финансовые организации в срок до 31 мая года, следующего за отчетным годом, передают информацию налоговикам в электронном виде.

Перечень передаваемых сведений регламентирован (п.3-9 раздела 2 постановления Правительства РФ от 16.06.2018 г. №693). Например, помимо данных о клиенте-физическом лице передаются сведения о каждом договоре. Например, остаток на счете клиента на 31 декабря, обороты за год, начисленный доход за период.

2 шаг. Полученные сведения налоговики направляют в компетентные органы зарубежных стран по принадлежности резидентов.

3 шаг. Российские налоговики получают информацию от компетентных органов зарубежных государств о своих гражданах.

Важно знать, что передача и получение сведений осуществляется не во все страны, а только в те, с которыми у России налажен автоматический обмен. Последний перечень стран, действующий с 16 декабря 2022 г., налоговики утвердили приказом от 28.10.2022 г. №ЕД-7-17/986@.

Перечень включает в себя 96 юрисдикций. Среди них: Германия, Турция, Франция, Китай.

Ранее в списке было 116 юрисдикций.

Для граждан-налоговых резидентов РФ наличие автоматического обмена информацией означает освобождение их от предоставления налоговикам отчетов о счетах, открытых в иностранных государствах и о полученных доходах.
БУХГАЛТЕРИЯ - Бухгалтерские консультации БУХГАЛТЕРИЯ - Бухгалтерские консультации

Какие страны игнорируют обмен налоговой информацией с Россией?

Автоматический обмен информацией не действует в отношении таких стран как, например, США, Великобритания, Швейцария, Канада. Более того, такие страны как США, Великобритания, Северная Ирландия объявили о прекращении любого взаимодействия с российскими налоговиками.

Несмотря на то, что Президент РФ «заморозил» отдельные положения СИДН с 38 недружественными странами, приостановка не касается автоматического обмена информацией между налоговыми службами стран.

Какие риски возникают при отсутствии автоматического обмена информацией?

У некоторых граждан возникает соблазн «под шумок» скрыть полученные за рубежом доходы. Логика проста - раз нет автоматического обмена сведениями, то нет смысла самостоятельно сообщать налоговикам о своих зарубежных активах.

Несмотря на отсутствие обмена информацией, ничего не мешает налоговикам сделать запрос напрямую налоговикам иностранного государства, в котором получил доход российский налоговый резидент. А если у налоговиков «есть следы» по ранее совершенным операциям, например, при декларировании зарубежных счетов, то налоговики могут отправить уже точечный запрос в налоговый орган иностранного государства. 

Такая форма получения информации существовала и ранее. И не факт, что недружественная нам страна проигнорирует запрос. Кроме того, возможно, что в будущем ситуация изменится и зарубежная страна пополнит список стран-участниц обмена. Тогда сведения могут быть переданы российским налоговикам сразу за несколько лет.

Важно знать, что при отсутствии обмена информацией граждане должны учитывать ограничения при совершении операций по переводу денег (п.5 ст.12 Федерального закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ). Иначе есть риск нарушения валютного законодательства.
Материалы по теме Материалы по теме

Так, незаконной валютной операцией будет являться зачисление на зарубежные банковские счета в иностранных государствах, которых нет в перечне ФНС РФ, дивидендов, купонных доходов, процентов, доходов от аренды и продажи недвижимости, транспортных средств.

А раз нет обмена с ФНС, то налоговики будут уделять повышенное внимание таким операциям. Тем более, что штраф за нарушение валютного законодательства составляет от 20 до 40% от незаконной операции, а поступления в бюджет нужно увеличивать…

На практической налоговой конференции «Налоговая среда - 2023», начальник управления трансфертного ценообразования ФНС РФ объяснила, что несмотря на напряженные отношения, иностранные государства, которые официально объявили о прекращении обмена информацией «можно посчитать по пальцам одной руки». Большинство стран все-таки продолжает обмениваться финансовой информацией.