Публикация аудиторского заключения в Федресурсе

Не за горами сдача бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 г. Настоящая статья посвящена вопросам публикации финансовой отчетности и аудиторского заключения.

Ряд компаний обязаны вносить сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (по тексту – Федресурс). Федресурс был создан в 2013 году с целью повышения прозрачности бизнеса, снижения рисков при работе с потенциальным бизнес-партнером.

Кто должен публиковать отчетность в Федресурсе?

Далеко не все компании должны вносить информацию в Федресурс. Речь идет о компаниях, обязанных раскрывать сведения в СМИ (пп. «л_2 п.7, п.8 ст.7.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ).

Во-первых, такая обязанность возникает у публичных акционерных обществ (п.1 ст.66.3, п.6 ст.97 ГК РФ), а также непубличных АО с числом акционеров более 50 человек (п.1.1 ст.92 Федерального закона от 26.12.1995 г. №208-ФЗ).

А согласно «бухгалтерскому» Закону публикация отчетности должна быть вместе с аудиторским заключением (п.10 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ).

Во-вторых, помимо ПАО публикация отчетности возложена на:

  • аккредитованные компании по управлению правами на коллективной основе, а также созданные этими компаниями фонды (п.6 ст.1244 ГК РФ);

Перечень таких компаний опубликован на сайте Минкультуры РФ ( https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-copyright_accredited_organizations).

  • агентство по страхованию вкладов (п.4 ст.24 Закона от 23.12.2003 г. №177-ФЗ);

Агентство представляет собой государственную корпорацию, созданную в 2004 г. для возмещения вкладов физических лиц при наступлении страхового случая в отношении банка( https://www.asv.org.ru/agency?news-tags=&news-date=all).

  • кредитные организации (п.1 и п.2 ст.8 Федерального закона от 02.12.1990 г. №395-1);

  • страховые компании (п.4 ст.29 Федерального закона от 27.11.1992 г. №4015-1);

  • СРО (пп.11 п.2 ст.7 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ);

  • организаторы торговли на товарных либо финансовых рынках (п.4 ст.22 Федерального закона от 21.11.2011 г. №325-ФЗ);

  • компании, которые должны составлять консолидированную финансовую отчетность (п.1 ст.2, ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 г. №208-ФЗ);

  • компании, созданные как ООО, в отдельных случаях (п.1 ст.49 Федерального закона от 08.02.1998 г. №14-ФЗ).

Например, если ООО примет решение о публичном размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.

Такие сведения должны вноситься в Федресурс в течение 3-х рабочих дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.9 ст.7.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ).

АУДИТ - Аудитские услуги АУДИТ - Аудитские услуги
Конкретное наполнение сведений, подлежащих внесению в Федресурс, зависит от того, должна ли компания предоставлять аудиторское заключение в ГИРБО (сообщение Минфина РФ от 13.01.2022 г. №ИС-учет-36).

Напомним, что ГИРБО – государственный информационный ресурс, ведение которого возложено на налоговиков. Этот ресурс включает в себя бухгалтерский баланс с пояснениями и аудиторское заключение. Последнее предоставляется в случае, если компания подлежит обязательному аудиту.

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

С какими проблемами столкнулись компании при публикации аудиторского заключения?

В 2022 году компании, публикующие финансовую (бухгалтерскую) отчетность за 2021 год столкнулись с определенными сложностями.

Дело в том, что с 1 января 2022 г. законодательно установлено, что компании обязаны публиковать сведения о своей финансовой отчетности вместе с публикацией результатов аудита в Федресурсе (пп.2 л_2 п.7 ст.7.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. №129-ФЗ).

При этом сведения должны вноситься в течение 3-х рабочих дней с момента возникновения такой необходимости. В случае же с обязательным аудитом срок отчитывается, начиная с даты подписания аудиторского заключения.

Получалось, что до даты проведения аудита и выдачи аудиторского заключения, компания могла лишь публиковать сведения о финансовой отчетности.

Для того чтобы решить данную проблему, Федресурс разработал техническую возможность публикации двух блоков: финансовой отчетности и результатов аудита.

На практике такие компании должны публиковать два сообщения.

Первое сообщение публикуется не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения финансовой отчетности компании. Дата утверждения отчетности соответствует дате подписания ее руководителем компании. В этом случае в Федресурсе заполняются все поля формы, которые относятся к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В большинстве случаев, на момент подписания финансовой отчетности аудит еще не проводился, поэтому аудиторское заключение может выдаваться в течение нескольких месяцев.

ЗНАКОМИМСЯ С ПРОЕКТОМ ФСБУ "ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ"

В связи с этим, после получения аудиторского заключения, необходимо опубликовать второе сообщение. Для этого заполняются поля формы, касающиеся проведенного обязательного аудита, и повторно заполняются поля о финансовой отчетности.

Таким образом, Федресурс объединил публикацию аудита с публикацией финансовой отчетностью.

Вместе с тем, на сегодняшний день Федресурс сохранил техническую возможность публикации аудиторского заключения по старой форме, отдельным сообщением.

Должно ли «обычное» ООО публиковать финансовую отчетность, если подлежит аудиту?

Некоторые компании полагают, что раз проведен обязательный аудит, то необходимо публиковать сведения о результатах его проведения. Но это не так. Если компания не обязана публиковать сведения о своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, то и аудиторское заключение тоже не подлежит публикации.

Какие штрафы грозят компаниям за нераскрытие информации в Федресурсе?

Нарушение установленного порядка публикации в Федресурсе может привести к существенным штрафам (ч.2 ст.15.19 КоАП РФ).

Для компании размер штрафа составляет от 700 тыс. до 1 млн рублей, а для ее должностных лиц –от 30 тыс. до 50 тыс. рублей либо дисквалификация сроком от 1 года до 2 лет.