Проверки проводятся тем банком, с которым у клиента заключен договор на кассовое обслуживание.
При этом периодичность проверок конкретного клиента устанавливается банками самостоятельно. Вместе с тем, поскольку в соответствии с действующим законодательством отношения между банком и клиентами носят договорный характер, а также во избежание конфликтных ситуаций в ходе осуществления контроля по данному вопросу, учреждениям банков в договорах на расчетно-кассовое обслуживание рекомендовано предусматривать периодичность проведения таких проверок (п. 8 Письма Банка России от 17.02.1994 N 14-4/35 (ред. от 28.01.1997)).
За невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.2 КоАП РФ).
ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ КАССОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Порядок по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью содержится в Приложении 7 к Положению Банка России N 14-П. Приложение N 7 к Положению Банка России N 14-П не содержит строгой правовой регламентации проведения данных проверок. Так, нормативно не установлены длительность проверки и охватываемый период. Также в Положении Банка России N 14-П не предусмотрено, что проверяющий банк составляет какое-либо решение в качестве юридического основания для проведения проверки и истребования документов.
Цель данных проверок состоит в том, что кредитная организация проверяет соблюдение предприятием порядка ведения кассовых операций и порядка работы с денежной наличностью, установленных нормативными актами Банка России.
В частности, проверяется соблюдение требований, установленных:
- Положением Банка России N 14-П;
- Указанием Банка России от 14.08.2008 N 2054-У "О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации" (ред. от 28.03.2011);
- Положением Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (ред. от 13.05.2011);
- Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Банка России 22.09.1993 N 40.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.
Положение Банка России N 14-П на индивидуальных предпринимателей не распространяется. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.2010 N 1411/10 определено, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств. Содержащееся в данном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел (п. 1 ст. 304 АПК РФ).
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняются сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
В ходе проверки предприятия рассматриваются следующие вопросы.
- Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются их причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются.
Полнота оприходования (неполное оприходование) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, банком не контролируется. Осуществление такого контроля возложено на налоговые органы (Письмо УФНС России по г. Москве от 01.07.2005 N 22-07/46541.2).
- Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка.
Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств.
Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
- Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств.
На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.
- Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
В настоящее время предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора составляет 100 000 руб. (Указание Банка России от 20.06.2007 N 1843-У (ред. от 28.04.2008), Официальное разъяснение Банка России от 28.09.2009 N 34-ОР). При этом запрет на расчеты наличными деньгами в размере, превышающем 100 000 руб., распространяется на обязательства, предусмотренные договором и (или) вытекающие из него и исполняемые как в период действия договора, так и после окончания срока его действия (Официальное разъяснение Банка России N 34-ОР).
В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью (форма N 0408026) проставляются сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
- Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.
Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка денежных средств в кассе на каждый день проверяемого периода. В справке о результатах проверки проставляются данные о лимите остатка в кассе, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит.
Определяется общая сумма превышения лимита остатка денежных средств в кассе в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка в кассе.
- Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
Рассматриваются соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями.
Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и др.
По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью. Справка о результатах проверки составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй - остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется органам Федеральной налоговой службы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена как для должностных лиц организации, так и для самого юридического лица в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ. Согласно данной норме нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, которое выражается в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
"Финансовая газета", 2011, N 34
Ведущий юрист С.Гаврилова ООО "РосКо - Консалтинг и аудит"