30 марта 2015 года был принят федеральный закон, который внес изменения в некоторые законодательные акты по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Речь идет о Федеральном законе N 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту «Закон № 67-ФЗ»), который вступил в силу 30 марта, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.
Основная цель принятия этого нормативного акта предотвратить создание и деятельность юридических лиц, созданных для недобросовестной деятельности, путём использования подставных физических лиц и представления иной недостоверной информации в регистрирующий орган.
Для начала вспомним, что же такое ЕГРЮЛ и какие именно сведения в нем содержатся.
Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется ФНС России и ее территориальными органами в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов (Приказ Минфина РФ от 23.11.2011 г. N 158н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений и документов").
В ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
- полное и (если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное, для коммерческих организаций на русском языке. Если в учредительных документах наименование юридического лица указано на одном из языков народов РФ и (или) на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование на этих языках (пп. а п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ);
- организационно-правовая форма (пп. б п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ);
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического (пп. в п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ, п. 2 ст. 54 ГК РФ);
- сведения о филиалах и представительствах юридического лица (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. "н" п. 1 ст. 5 Закон № 129-ФЗ);
- ИНН, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе (пп. "о" п. 1 ст. 5 Закон № 129-ФЗ);
- коды по ОКВЭД (пп. "п" п. 1 ст. 5 Закон № 129-ФЗ) и многие другие сведения.
С 1 сентября 2014 года также подлежат включению:
- сведения о том, что учредительным документом юридического лица предусмотрено право выступать от его имени нескольким лицам (п. 1 ст. 53 ГК РФ);
- адрес юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п. 3 ст. 54 ГК РФ);
- сведения о наличии корпоративного договора, заключенного между участниками непубличного хозяйственного общества, если объем правомочий участников определен данным договором непропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 1 ст. 66 ГК РФ) (ФЗ от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
С 30 сентября 2014 г. в ЕГРЮЛ также содержится адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации) (пп. в.1 п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
Таким образом, мы видим, что все сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ очень важны как для учета и контроля со стороны государства, так и для организаций, ведущих коммерческую деятельность.
Используя эту информацию, можно заранее узнать данные о своем потенциальном контрагенте и в некоторых случаях, защитить себя и свой бизнес от недобросовестных предпринимателей. Сведения и документы, содержащиеся в ЕГРЮЛ являются открытыми и общедоступными, и лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ (полученные в виде выписки из ЕГРЮЛ, копии документов и др.), вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).
Также указанные сведения о юридических лицах и ИП размещаются на официальном сайте регистрирующего органа в сети и публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации». Состав сведений, подлежащих размещению в сети Интернет и опубликованию в «Вестнике государственной регистрации», установлен Приказом ФНС от 16.06.2006 г. N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации».
Возвращаясь к Закону № 67-ФЗ, в первую очередь отметим изменения, коснувшиеся расширения прав нотариусов.
С 1 января 2016 года, нотариусы смогут бесплатно получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в форме электронного документа.
Нотариус, засвидетельствовавший подлинность подписи на заявлении, уведомлении или сообщении о государственной регистрации юридического лица или ИП, по просьбе лица, обратившегося за совершением соответствующего нотариального действия, представляет в форме электронных документов заявление и иные необходимые документы в регистрирующий орган. За совершение этого действия введен еще один нотариальный тариф в размере одной тысячи рублей.
Также Законом № 67-ФЗ уточнены правила установления личности гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия, а также требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия и требования к нотариально оформляемому документу.
С 1 июля 2015 года установление личности гражданина может производиться не только на основании паспорта, но и с использованием соответствующих государственных информационных ресурсов, доступ к которым предоставляет соответствующий федеральный орган исполнительной власти. В случае возникновения сомнений в подлинности документов, удостоверяющих личность гражданина, соответствующие федеральные органы государственной власти, обязаны представить по запросу нотариуса информацию об их действительности в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.
Что касается требований относительно документов, то в случае, если они исполнены на бумажных носителях, то не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом.
Интересным является новшество, что в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности организаций теперь также вносятся запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компании; сведения о том, что организация решила изменить место нахождения. Закреплены положения о проверке достоверности данных, включаемых в ЕГРЮЛ. К основаниям для отказа в регистрации отнесено в том числе несоблюдение порядка ликвидации или реорганизации юридического лица. В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Справка
С 1 января 2013 г. предусмотрено ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц наполняется из 2-х источников: ЕГРЮЛ и вносимая самими компаниями информация о существенных фактах их деятельности. Формирование и ведение Реестра осуществляются его оператором, на сегодняшний день это ЗАО "Интерфакс". Сведения, содержащиеся в Реестре, размещаются в сети "Интернет" по адресу: https://www.fedresurs.ru.
Изменения коснулись и обществ с ограниченной ответственностью. Так, с 01января 2016 года акт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения (ст. 3 Закона № 67-ФЗ).
Также Законом № 67-ФЗ обновлена статья 173.1 УК РФ, которая устанавливает ответственность за образование юридического лица через подставных лиц. Теперь к данному деянию приравняли и представление в регистрирующий орган данных, повлекшее внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах (ст. 2 Закона № 67-ФЗ). В этой же статье можно ознакомиться с уточненным определением подставных лиц.
Справка
Под подставными лицами понимаются лица, которые являются участниками юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст. 17.1 УК РФ).