Порядок проведения инвентаризации

В каком порядке проводится инвентаризация? Что нужно учитывать на каждом этапе ее проведения?

Порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 г. №49 (далее по тексту – Методические указания).

Обозначим основные составляющие, которые должны быть учтены компаниями при проведении инвентаризации. 

Порядок инвентаризации следующий:

I. Подготовительный период

До того момента, как непосредственно приступить к проведению инвентаризации, руководителем компании определяется перечень инвентаризируемого имущества, разрабатывается график проведения инвентаризации в каждом цехе, переделе, складе (на крупных предприятиях).

При подготовке к инвентаризации определяется состав комиссии, рассчитываются временные трудозатраты на проведение инвентаризации. На крупных предприятиях в цехах (переделах) назначается ответственное лицо за подготовительные работы: проверка нанесения инвентарных номеров на объекты основных средств, наличие ярлыков на материалах, визуальный осмотр имущества по местам хранения.

Итогом подготовительных работ является издание приказа о проведении инвентаризации имущества. 

Образец приказа приведен ниже.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛЮТИК»

ПРИКАЗ

«24» декабря 2018 г. г. Москва          №651

О проведении инвентаризации

имущества АО «Лютик»

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пунктами 26-28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н

П Р И К А З Ы В А Ю:

Провести инвентаризацию товарно-материальных ценностей, основных средств, незавершенного производства по состоянию на 31.12.2018 г.

Для проведения инвентаризации создать заводскую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель комиссии:

главный инженер

Ромашкин С.С.

Члены комиссии:

зам. директора по производству

Лютиков Д.С.

зам. директора по экономике и финансам

Цветочкин А.Д.

зам. директора по экономической безопасности

Ландышев Т.М.

главный бухгалтер

Нарциссова Т.П.

К инвентаризации приступить 28 декабря 2018 г. в 8-30 ч. утра местного времени и закончить 29 декабря 2018 г. в 17.00 ч. местного времени.

Начальникам складов на период инвентаризации организовать работу погрузочно-разгрузочных средств.

Рассмотреть материалы инвентаризации на заседании заводской комиссии.

В срок до 12 января 2019 г. оформить протоколы заседаний рабочих инвентаризационных комиссий и сличительные ведомости данных инвентарного и бухгалтерского учета имущества.

Отразить в бухгалтерской отчетности за 2018 г. результаты проведенной инвентаризации имущества и обязательств после их рассмотрения и утверждения в установленном порядке в АО «Лютик».

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Нарциссову Т.П.

Директор завода                                                                                                                                                                                                      Т.М. Незабудкин

Согласованно:

Главный инженер

Зам. директора по производству

Зам. директора по экономике и финансам

Зам. директора по экономической безопасности

Главный бухгалтер 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОВАРОВ

II. Непосредственное проведение инвентаризации

Перед началом проведения инвентаризации необходимо получить с материально ответственного лица расписку, образец которой приведен ниже.

РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное лицо:

___________                   ___________                           _____________________

(должность)                      (подпись)                                (расшифровка подписи)

На данном этапе осуществляется подсчет ТМЦ, денежных средств и других финансовых активов, проверяется правильность оценки и обоснованности определения указанной стоимости в бухгалтерском учете с занесением данных в графу «Фактическое наличие» инвентаризационной описи.

Методика проведения инвентаризации определяется спецификой деятельности предприятия. Например, инвентаризация незавершенного производства заключается в определении заделов, агрегатов. Сама методика инвентаризации зависит от технологических процессов производства, вида незавершенного производства.

Так, на предприятиях цветной металлургии (п.144 Методических указаний по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цветной металлургии, утв. Роскомметаллургией от 07.12.1993 г.) в статье «незавершенное производство» на начало и конец месяца (квартала) показывается стоимость не законченной обработкой продукции и полуфабрикатов, подлежащих доработке в цехе, изготовляющем их, а также продукции и полуфабрикатов, хотя и законченных обработкой, но не принятых отделом технического контроля (ведомственной инспекцией) или не сданных на склад. 

АУДИТ - !Инвентаризация АУДИТ - !Инвентаризация
Незавершенное производство оценивается:

- металл в чушках и слитках во время остывания и проведения анализа и другая продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад (на всех металлургических заводах), а также кондиционный концентрат, не принятый ОТК из-за отсутствия лабораторных анализов (на обогатительных фабриках) - по производственной себестоимости за вычетом потерь от брака;

В этом случае инвентаризация проводится в несколько этапов – снятие натуральных остатков, затем – технические расчеты по методике оценки НЗП (с учетом процента готовности), установленными отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

По каждому цеху, переделу, участку составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются: процент (стадия) готовности, количество, объем.  

III. Документальное оформление проведенной инвентаризации

На этом этапе составляется протокол заседания рабочей комиссии, инвентаризационные и сличительные ведомости.

IV этап. Подведение итогов инвентаризации

 Анализ результатов проведенной инвентаризации.

На этом этапе подводятся итоги проведенной инвентаризации. Руководителем компании издается приказ об утверждении итогов инвентаризации.

V этап. Отражение результатов инвентаризации в учете

Данный этап является заключительным. В случае отсутствия излишков и (или) недостач никакие бухгалтерские записи на счетах учета не проводятся.

В случае наличие «пересортицы» материальных ценностей, особое внимание нужно обратить на порядок налогового учета. В целях избежания налоговых рисков, необходимо развернуто отражать излишки в составе внереализационных доходов и недостачи – в составе внереализационных расходов (письма Минфина РФ от 23.05.2016 г. №03-03-06/1/29309, от 01.12.2014 г. №03-03-06/1/61228, определение ВАС РФ от 19.12.2012 г. №ВАС-16243/12). То есть правила отражения пересортицы в бухгалтерском учете и налоговом учете различаются.