Некоторые работодатели с целью экономии на «зарплатных» налогах, намеренно не оформляют трудовые договоры или договоры гражданско-правового характера с иностранными работниками. На сегодняшний день предусмотрена только ответственность за нарушение трудового законодательства. В связи с чем, законодатели планируют ввести ответственность в сфере миграционного законодательства.
Процедура трудоустройства иностранцев значительно отличается от трудоустройства граждан РФ
Основным документом, регулирующим правовые отношения с иностранцами, находящимися на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ).
Закон №115-ФЗ определяет правовое положение иностранных граждан в РФ, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, с другой стороны. Один из основополагающих принципов Закона №115-ФЗ состоит в том, что нормы международных соглашений имеют приоритет над национальным законодательством во всех аспектах правовых отношений с иностранцами.
Для иностранных граждан государств-членов ЕАЭС не требуется специального разрешения на работу (п.1 ст.97 Договора).
КАКОЙ ПОРЯДОК УВЕДОМЛЕНИЯ О ПРИЕМЕ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА НА РАБОТУ?
Цель законопроекта
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, проект направлен на совершенствование законодательства в сфере контроля за выполнением гражданами государств-членов Евразийского экономического союза и их работодателями положений Договора
о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 г. (далее по тексту – Договор) в части, касающейся осуществления трудовой деятельности в РФ.
В соответствии с Договором работодатели и (или) заказчики работ (услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда.
При этом иностранцам государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в РФ. На практике это означает, что обеспечение контроля за осуществлением трудовой деятельности иностранцев государств-членов ЕАЭС на территории РФ путем выдачи разрешительных документов невозможно.
БЛАНК РАЗРЕШЕНИЯ НА РАБОТУ ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ
Также в настоящее время законодательством РФ не предусмотрена возможность осуществления контроля за соблюдением цели въезда иностранцев и лицами без гражданства, которым не требуется получение разрешения на работу или патента.
И с этой целью, законопроектом предлагается дополнить КоАП РФ специальными нормами, устанавливающими ответственность иностранцев и лиц без гражданства, а также их работодателей и (или) заказчиков услуг в случае осуществления ими трудовой деятельности без заключения трудового или гражданско-правового договора.
ВЗНОСЫ В ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ В ОТНОШЕНИИ СОТРУДНИКОВ - ИНОСТРАНЦЕВ
Какие нужны документы для оформления трудовых отношений с иностранцем?
На практике работодатель, принимающий иностранцев государств-членов ЕАЭС, не должен оформлять такие документы, как разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, приглашения и разрешения на работу, документы - основания для пребывания иностранца на территории РФ.
Для оформления трудовых отношений с такими иностранцами работодателю необходимо запросить:
- паспорт;
- трудовую книжку;
- страховое свидетельство;
- документ об образовании.
То есть те же документы, что и при оформлении российского работника (ст.65 ТК РФ).
ВРЕМЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ В МОСКВЕ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
При этом не требуется проведения установленных законодательством РФ процедуры признания документов об образовании. Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании направлять запросы в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы (п. 3 ст. 97 Договора).
Однако для отдельных специальностей все же необходима процедура признания документов об образовании. Например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (Административный регламент, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 24.12.2013 г. №1391).
Кроме того, работодателю в отношении таких работников не нужно соблюдать квоту (долю) для иностранных работников, которую ежегодно определяет Правительство РФ для отдельных видов деятельности (п.1 ст.97 Договора).
Планируемые санкции за прием иностранцев без договора
Согласно проекту, для работодателей, не оформивших трудовой или договор гражданско-правового характера с иностранцем, планируется взыскание административного штрафа (ст.18.15 КоАП РФ):
- на граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей;
- на должностных лиц - от 25 тыс. до 50 тыс. рублей;
- на юридических лиц - от 250 тыс. до 800 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
КАКИЕ ШТРАФЫ ПРЕДУСМОТРЕНЫ ЗА НЕ УВЕДОМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ О ПРИЕМЕ (УВОЛЬНЕНИИ) ИНОСТРАННОГО РАБОТНИКА?