Коммерческая концессия — термин, который по праву считают мало употребляемым. Вместо него зачастую используют другой, боле распространенный в мировой и российской практике, — франчайзинг. Суть понятия при этом сохраняется. Договор коммерческой концессии — это документ, свидетельствующий о возмездном приобретении права на пользование средствами индивидуализации, которые принадлежат другому лицу (ноу-хау, патенты, товарные знаки). Такие инструменты покупают у крупных, достаточно известных компаний с хорошей репутацией, узнаваемым именем.
Прежде чем заключить сделку, необходимо узнать, от чего зависит цена договора коммерческой концессии, а также, какие виды таких соглашений бывают.
РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В РОСПАТЕНТЕ
Различают такие типы концессий:
- сбытовую коммерческую — правообладатель создает и контролирует единую сеть сбыта;
- торговую — предполагает открытие новых предприятий торговли, которые используют торговую марку правообладателя, но не являются его подразделениями/филиалами;
- в сфере обслуживания — данный вид близок к торговому франчайзингу, популярен при увеличении количества отелей одной сети, кафе, магазинов;
- производственную — пользователь (тот, кто приобрел права) открывает собственное производство, не связанное с правообладателем, но использует его товарный знак.
Кому это выгодно?
Коммерческая концессия — взаимовыгодное соглашения для участников процесса:
- Правообладатель получает возможность расширить географию воздействия, повысить узнаваемость бренда без дополнительных затрат. Более того, он получает прибыль за передачу индивидуализированных обозначений в пользование.
- Лицо, которое приобретает исключительные права, также «в плюсе». Пользователь получает возможность вывести на рынок новый товар/услугу под уже зарекомендовавшим себя брендом, не вкладывая средства в рекламу, наработку хорошего реноме. Тем самым даже новичок может обеспечить себе объемы продаж, так как узнаваемому логотипу, давно полюбившейся расцветке и популярному товарному знаку охотнее отдадут преимущество, нежели неизвестному товару. Более того, покупатели на подсознательном уровне удовлетворены покупкой еще до ее тестирования лишь потому, что доверяют бренду и поддерживают все новинки.
Вместе с тем процесс заключения договоров необходимо строго регламентировать с целью защиты прав покупателей. Они должны быть уверены, что приобретают товары/услуги того же качества, что и прежде. Подмена бренда не должна приводить к фактическому ухудшению уровня обслуживания, эксплуатационных характеристик изделий.
ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ КОНТРАГЕНТА
Обязанности пользователя
В договоре прописываются требования, в соответствии с которыми оформляется концессия. В числе основных обязательств:
- использовать индивидуальные обозначения исключительно по назначению (в договоре указываются конкретные способы, направления);
- сохранять предоставленную правообладателем информацию конфиденциальной;
- информировать потребителей о работе на условиях концессии;
- поддерживать заявленное правообладателем качество.
Специфические черты договора
Договор коммерческой концессии — возмездный, консенсуальный, двухсторонний документ. Его могут подписывать юридические лица и индивидуальные предприниматели. Особенность такого документа заключается в возможности получения от правообладателя не только разрешения на использование индивидуальных символов, ноу-хау, патентов, но и на приобретение определенных товаров. В таком случае пользователь выступает своего рода посредником, но не в классическом смысле (как связующее звено между производителем и потребителем), а на особых условиях в рамках комплексного договора.
Еще одна специфическая черта — преемственность. Если в период действия договора правообладатель принимает решение изменить наименование, корпоративные цвета, товарный знак, то пользователь получает права на использование этих изменений. Если же из-за корректировок лицо, заключившее с правообладателем договор, теряет интерес к его предмету, оно вправе расторгнуть соглашение, потребовать возмещение затрат за неиспользованное время или зачета их в счет уменьшения величины уплачиваемого вознаграждения.
РЕГИСТРАЦИЯ ЛИЦЕНЗИОННОГО ДОГОВОРА В РОСПАТЕНТЕ
От чего зависит цена договора коммерческой концессии?
Для формирования стоимости договора коммерческой концессии проводят оценку прав, передаваемых в пользование, а также товаров (если предусмотрено их использование).
Конечная цена складывается под воздействием затрат на:
- обеспечение охраны интеллектуальной собственности;
- разработку и регистрацию товарного знака;
- рекламу нематериальных активов;
- страхование интеллектуальной собственности;
- выбор мест сбыта;
- получение разрешений;
- обучение персонала.
На стоимость договора также влияют такие факторы как:
- срок действия охранного документа;
- издержки при урегулировании конфликтных ситуаций, в том числе в суде;
- уровень правовой охраны.
Расчет влияния всех факторов и статей расходов сводится к определению интегрированного показателя, который представляет собой вознаграждение. Правообладатель получает его разными способами.
Как правило, сумма складывается из двух частей:
- Фиксированная — плата за вхождение в сеть правообладателя. Это так называемый паушальный платеж, который пользователь выплачивает сразу после заключения концессионного договора.
- Плавающая — периодические платежи, величина которых может быть рассчитана в процентах от выручки или в абсолютных значениях.
Способы, сроки и порядок выплат определяются договором, который подписывают правообладатель и пользователь.
СОСТАВЛЕНИЕ ДОГОВОРА ДАРЕНИЯ
На протяжении срока действия допустимо вносить изменения в соглашение в порядке, определенном законодательством. Все корректировки, как и сам договор, подлежат государственной регистрации. Прекращение его действия возможно до окончания срока в случаях, прописанных в ГК РФ (признание одной из сторон банкротом, смерть правообладателя, несогласие пользователя с изменениями, внесенными в товарный знак и так далее).