Обозначим основные этапы организации проведения инвентаризации имущества.
II этап. Непосредственное проведение инвентаризации
Методика проведения инвентаризации определяется спецификой деятельности предприятия. Например, инвентаризация незавершенного производства заключается в определении заделов, агрегатов. Сама методика инвентаризации зависит от технологических процессов производства, вида незавершенного производства.
Так, на предприятиях цветной металлургии (п.144 Методических указаний по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях цветной металлургии, утв. Роскомметаллургией от 07.12.1993 г.) в статье «незавершенное производство» на начало и конец месяца (квартала) показывается стоимость не законченной обработкой продукции и полуфабрикатов, подлежащих доработке в цехе, изготовляющем их, а также продукции и полуфабрикатов, хотя и законченных обработкой, но не принятых отделом технического контроля (ведомственной инспекцией) или не сданных на склад.
На рудниках в состав незавершенного производства входят затраты на остаток невзорванных буровых скважин, включая остаток взрывчатых веществ в них и остаток отбитой руды и блоках (магазинах).
Незавершенное производство оценивается:
- металл в чушках и слитках во время остывания и проведения анализа и другая продукция, не принятая ОТК и не сданная на склад (на всех металлургических заводах), а также кондиционный концентрат, не принятый ОТК из-за отсутствия лабораторных анализов (на обогатительных фабриках) - по производственной себестоимости за вычетом потерь от брака;
- руда в магазинах, не выданная на поверхность, - по годовой плановой себестоимости, установленной из затрат, необходимых для проведения буровых и взрывных работ по отбойке руды.
В этом случае инвентаризация проводится в несколько этапов – снятие натуральных остатков, затем – технические расчеты по методике оценки НЗП (с учетом процента готовности), установленными отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).
По каждому цеху, переделу, участку составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются: процент (стадия) готовности, количество, объем.
Проще инвентаризировать остатки ТМЦ, товаров на складах. В основном, пересчет товаров осуществляется вручную. Однако в последнее время, особенно в торговых компаниях, процесс инвентаризации полностью автоматизируют. Такая автоматизированная инвентаризация достигается с помощью специального терминала сбора данных (ТСД), который связан с данными учетной системы.
Такая технология возможна при условии применения штрих-кодирования товаров. Устройства ТСД позволяют сканировать коды товаров с последующей идентификации их в учете.
РАСПИСКА
К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
Материально ответственное лицо:
___________ ___________ _____________________
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
III этап. Документальное оформление результатов проведенной инвентаризации
На этом этапе составляется протокол заседания рабочей комиссии, инвентаризационные и сличительные ведомости.
Образец протокола заседания рабочей комиссии приведен ниже.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЛЮТИК»
ПРОТОКОЛ
заседания рабочей инвентаризационной комиссии АО «Лютик»
«16» февраля 2016 г.
г.Москва №57
Слушали: Доклад инвентаризационных комиссий о результатах инвентаризации.
В соответствии с распоряжением АО «Лютик» от 27.12.2015 г. №56 «О создании цеховых рабочих комиссий для проведения инвентаризации имущества» и на основании приказа АО «Лютик» от 26.12.2015 г. №55 «О проведении инвентаризации имущества АО «Лютик» в целях обеспечения достоверности данных учета и правильного отражения в бухгалтерской отчетности фактического наличия имущества инвентаризация по состоянию на 31.12.2015 г.
По учетным данным по состоянию на 31.12.2015 г. на балансе АО «Лютик» числятся:
1. Балансовые счета. Основные средства:
Наименование
|
Строка баланса
|
Фактическое наличие |
По данным бухгалтерского учета |
Изпишки/ недоста чи, руб.
|
||||
Первонач. стоимость, руб. |
Износ, руб. |
Остаточная стоимость, руб. |
Первонач. стоимость, руб. |
Износ, руб. |
Остаточная стоимость, руб. |
|||
Основные средства |
1150 |
16 000 000 |
4 000 000 |
12 000 000 |
15 994 000 |
3 998 000 |
11 996 000 |
-6 000 |
2. Забалансовые счета.
п/п |
Имущество |
Строка баланса
|
Фактическое наличие |
По данным бухгалтерского учета |
Излишки/ недостачи |
|
|
договорная стоимость, руб. |
договорная стоимость, руб. |
договорная стоимость, руб. |
|
1 |
Арендованные основные средства |
57000 |
34 000 000 |
34 000 000 |
|
2 |
Бланки строгой отчетности |
57030 |
1 704 |
1 704 |
|
3 |
НМА, полученные в пользование |
57065 |
14 000 |
14 000 |
|
4 |
ТМЦ, принятые на ответственное хранение |
57010 |
180 000 000 |
180 000 000 |
|
5 |
Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов |
57035 |
4 500 000 |
4 500 000 |
|
6 |
Активы со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываемые в качестве МПЗ, переданные в производство |
57095 |
14 500 000 |
14 600 000 |
+100 000 |
ИТОГО:
1.В процессе проведения инвентаризации выявлено расхождений учетных данных с фактическим наличием имущества:
- по цеху №1 выявлено излишек на сумму 5 000 рублей, недостач на сумму 2 000 рублей;
- по цеху №2 выявлено излишек на сумму 3 000 рублей;
- по цеху №3 выявлено излишков на сумму 2 000 рублей;
- по цеху №4 выявлено излишек на сумму 1 000 рублей, недостач на сумму 4 000 рублей;
- -по цеху №7 выявлено излишек на сумму 5 000 рублей;
- по цеху №9 выявлено излишек на сумму 44 000 рублей;
- по административно-хозяйственному отделу выявлено излишек на сумму 40 000 рублей;
Итого выявлено излишек на сумму 100 000 руб. и недостач в сумме 6 000 руб.
Объяснения по факту расхождений:
Излишки по активам со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываемые в качестве МПЗ (малоценное имущество) образовались из-за того, что материалы списаны в производство без оформления документов для постановки на забалансовый учет.
Недостача образовалась в результате несвоевременного оформления документов на списание оборудования в виду его физического и морального износа.
Предложения по урегулированию:
Основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации. Недостачи подлежат взысканию с виновных лиц.
Постановили:
1. Утвердить результаты проведенной инвентаризации на 31.12.2015 г.
2. Оприходовать выявленные излишки и отразить в учете и отчетности на сумму 100 000 рублей.
3. Отразить выявленные недостачи в учете и отчетности и отнести за счет виновных лиц (цех №1 - 2 000 рублей, цех №4 - 4 000 рублей) на сумму 4 000 рублей по остаточной стоимости.
IV этап. Отражение результатов инвентаризации в учете
Данный этап является заключительным и касается работников бухгалтерской службы. В случае отсутствия излишек и (или) недостач никакие бухгалтерские записи на счетах учета не проводятся.