Новое в государственной регистрации юридических лиц и ИП (2 часть)

Как указывалось ранее, 04 июля 2013 г. вступили в силу нормативные акты, которыми установлены новые требования к регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Изменения, как ранее говорилось, коснулись, прежде всего, формы и содержания документов, подаваемых на государственную регистрацию, а также выдаваемых по факту совершения регистрационных действий.

Остановимся на наиболее существенных моментах.

Как указано в Информационном Письме ФНС РФ, размещенном на официальном сайте ФНС РФ, новые формы заявлений о регистрации, утвержденные данным приказом, значительно отличаются от прежних.

Во-первых, они машиноориентированные и их использование обеспечит возможность ввода содержащейся в заявлении о регистрации информации в информационные ресурсы налогового органа с применением технических средств, что исключает ошибки «ручного» ввода сведений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).

Во-вторых, новые формы не содержат «технических» разделов («организационно-правовая форма», «количество учредителей», «количество видов экономической деятельности» и тому подобные). Новые формы не требуют проставления заявителями «галочек» и «черточек».

В Приложении № 20 к Приказу ФНС России 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» подробно описано, как заполнить ту или иную форму. Кроме того, приводятся образцы заполнения отдельных полей формы.

Важным техническим нюансом является то, что теперь вся информация, в том числе наименования компаний, вносится заглавными буквами.

Форма заявления, уведомления или сообщения (далее - заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. Согласно новым требованиям формы заявлений в электронном виде должны заполняться шрифтом Courier New высотой 18 пунктов. Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами, цифрами и символами установленного образца (п.1.1 Приказу ФНС России 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@).

В новой форме приводятся примеры заполнения отдельных разделов заявлений.

В том числе приведены примеры того, как следует заполнять сведения о наименовании юридического лица. Например, если наименование юридического лица предусматривает построчные буквы, то в заявлении оно должно быть написано заглавными буквами. Это не будет признаваться неправильным написанием наименования юридического лица (подп. б п. 1.9. Приложении № 20 к Приказу ФНС России 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@).

Дополнительно такой подход обусловлен и требованиями о том, что все разделы заявления должны быть заполнены заглавными буквами.

В новой форме каждому показателю заявления соответствует одно поле, состоящее из определенного количества знакомест. Это значит, что каждый символ должен быть заполнен в отдельной клетке, чего не предусматривали формы заявлений старого образца.

Исключение составляют показатели, значениями которых являются дата, числа в виде простой или десятичной дроби (в том числе проценты), а также показатели, в которых указываются денежные единицы, коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

Для регистрации видов деятельности в новые формы заявлений вбиваются цифровые коды без расшифровки названия видов деятельности. В отношении документов, удостоверяющих личность, также указывается только их код (п. 1.2 Приложения № 20 к Приказу ФНС России 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@).

Следующим важным нововведением является запрет на двустороннюю печать заявления и иных представляемых в регистрирующий орган документов (п.1.17 Приложения № 20 к Приказу ФНС России 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@).

Формы новых документов, подаваемых на государственную регистрацию, подлежат утверждению ФНС РФ, что, по мнению экспертов, может существенно облегчить процедуру внесения в них изменений или дополнений.

Нововведением является то, что выступать заявителями должны все учредители создаваемого юридического лица, если юридическое лицо создается двумя или более лицами. 

Поэтому, лист заявления «Сведения о заявителе» заполняется в отношении каждого заявителя и подписывается указанным лицом. Подлинность подписи заявителя (подписей заявителей) на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Из этого следует, что в нотариальной конторе требуется присутствие всех учредителей юридического лица (п. 1.18, 2.20 Приложения № 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@).

В налоговый орган для предоставления документов на государственную регистрацию также должен прийти либо один из учредителей, либо представитель на основании выданной ему доверенности, подписанной всеми учредителями.

Как ранее указывалось с 04.07.2013 г. вступают в силу и новые формы документов, подтверждающих факт совершения регистрационных действий. Меняются также и требования к выдаче этих. По новым правилам привычное Свидетельство будет выдаваться только по факту государственной регистрации юридического лица (в том числе, путем его реорганизации), индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства.

В отношении изменений будет выдаваться не Свидетельство, а Лист записи в государственный реестр.

При этом, в случае потери Свидетельств о внесении изменений в учредительные документы или государственный реестр, выданных до 04.07.2013 г., будут также выдаваться Листы записи по установленной форме. При этом, если компания была создана до 01.07.2002 г., то ее регистрация в ЕГРЮЛ не считается созданием и, соответственно, взамен утерянного Свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, будет также выдан Лист записи.