К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся
внесенные в единый государственный реестр юридических лиц, потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
КТО ПОДПАДАЕТ ПОД СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В 2017 ГОДУ?
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.
Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.Этим документом установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
- микропредприятия - 60 млн. рублей;
- малые предприятия - 400 млн. рублей;
- средние предприятия - 1000 млн. рублей.
Налогообложение
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим налогообложение, в том числе и малого бизнеса, является Налоговый кодекс РФ. Однако в НК РФ отсутствуют понятия «малое предприятие» и «субъект малого предпринимательства». Это означает, что никаких специальных условий налогообложения, в том числе налоговых льгот, для малых предприятий не установлено.НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
НЕНАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ МАЛОМУ БИЗНЕСУ ПО ПРИМЕРЕ Г. МОСКВЫ
Бухгалтерский учет
Малые предприятия могут сдавать бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке:
1. Они могут включать в Бухгалтерский баланс и в Отчет о прибылях и убытках показатели по группам статей, без детализации показателей по статьям (пп. «а» п. 6 Приказа Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (в ред. 05.10.2011 г.) (далее Приказ № 66н). Также малые предприятия могут разработать свои формы Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках: например, включить в них только те группы статей, по которым есть информация (п. 18 Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее Информация)).2. П. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н (в ред. от 24.12.2010 г.), прямо разрешает субъектам малого предпринимательства не сдавать приложения к Бухгалтерскому балансу и Отчету о прибылях и убытках. Однако Приказ N 66н требует приложения сдавать, но отражать в них лишь сведения, крайне важные для понимания финансового состояния фирмы (пп. «б» п. 6 Приказа № 66н).
3. В соответствии с п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н (в ред. от 24.12.2010 г.), данное положение может не применяться субъектами малого предпринимательства.
4. Субъекты малого предпринимательства вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, в порядке, установленном для исправления не существенных ошибок, без ретроспективного пересчета. А именно: ошибка предшествующего отчетного года, не являющаяся существенной, выявленная после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год, исправляется записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления указанной ошибки, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода (п. 9 и п. 14 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», утвержденного Приказом Минфина России от 28.06.2010 г. N 63н (в ред. от 27.04.2012 г.)).
5. Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, без ретроспективного пересчета (п. 15.1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (в ред. от 27.04.2012 г.)).
6. Все финансовые вложения (например, доли, акции, векселя, выданные займы) малые предприятия учитывают по первоначальной стоимости: сколько потратили, столько и отразили проводками, сумма больше меняться не будет (п. 19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 г. N 126н (в ред. от 27.04.2012 г.)).
7. Малые предприятия могут не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.) (п. 11 Информации).
«НАДЗОРНЫЕ КАНИКУЛЫ» ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
8. Малые предприятия также освобождены от применения:
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.04.2008 г. N 48н (основание – п. 3 данного Положения),
- ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», утвержденного Приказом Минфина РФ от 08.11.2010 г. N 143н (основание – п. 2 данного Положения, в соответствии с которым малое предприятие может принять решение не применять это Положение),
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности», утвержденного Приказом Минфина РФ от 02.07.2002 г. N 66н (в ред. от 08.11.2010 г.) (основание – п. 3.1 данного Положения).