Кто должен отчитываться в Росфинмониторинг?

Услуги по теме
Юридические консультации
от 3 000 руб/час

Должны ли бухгалтерские и аутсорсинговые компании предоставлять отчеты (уведомления) в Росфинмониторинг?

Необходимость создания такой службы как Росфинмониторинг прописана в Федеральном законе от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ).

Бизнесмены уже привыкли, что государство постоянно закручивает гайки, перекладывая на них свои функции. А должны ли бухгалтерские и аутсорсинговые компании отчитываться в Росфинмониторинг и исполнять требования «антиотмывочного» законодательства?

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Роль бухгалтерских компаний в «антиотмывочном» законодательстве

С 18 марта 2019 г. бухгалтеры, юристы, оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны замораживать (блокировать) деньги своих неблагонадежных клиентов (Федеральный закон от 18.03.2019 г. №33-ФЗ).

Ранее такие лица должны были ограничиться только уведомлением Росфинмониторинга о подозрительных операциях своих клиентов.

АУДИТ - Аудитские услуги АУДИТ - Аудитские услуги
Теперь указанные лица при осуществлении бухгалтерских услуг обязаны (Информационное сообщение Минфина РФ от 12.04.2019 г. №ИС-учет-17):

  • идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;

  • применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;

Замораживание (блокирование) денежных средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества (т.е. запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом) касается отдельных категорий лиц, которые включены в специальные перечни.

Перечни (так называемые «черные списки») составляются Росфинмониторингом, если в отношении компаний и физических лиц имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.

Это означает, что бухгалтеры, сотрудники аутсорсинговых компаний обязаны принимать меры для замораживания денег и имущества подозрительных клиентов, которые попали в «черный список» (Перечни №1 и №2, которые размещены на сайте и периодически обновляются Росфинмониторинга).

Важно!
Росфинмониторинг доводит указанные Перечни до сведения компаний, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг путем обеспечения доступа к такой информации только через их личные кабинеты на официальном сайте.

  • организовывать внутренний контроль;

  • фиксировать и хранить информацию;

  • уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту - ОД/ФТ).

Предоставление уведомлений в Росфинмониторинг

Помимо обязанности компаний и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, незамедлительно принимать меры к блокированию средств и имущества (если информация о клиенте компании обнаружена на сайте Росфинмониторинга в «черном списке»), компании в определенных ситуациях должны предоставлять уведомления в Росфинмониторинг.

УСЛУГИ АУДИТА И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Перечень таких случаев обозначен в п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ. Среди них:

  • запутанный или необычный характер сделки (который не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели);

Критерии и признаки необычных сделок утверждены Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 г. №103. Например, явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента) общепринятой рыночной практике совершения операций (код критерия 1113), осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц (код - 1194), многократное внесение учредителями денежных средств для пополнения оборотных средств компании (код – 1195).

  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой компании (т.е. фактическая деятельность не соответствует уставной);

  • выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

  • отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

  • иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации ОД/ФТ (п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ).

Важно!
Для отправки уведомлений в Росфинмониторинг бухгалтерским, аутсорсинговым компаниям необходимо завести личный кабинет на сайте (п.21 постановления Правительства РФ от 06.08.2015 г. №804).

Уведомить Росфинмониторинг необходимо не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей подозрительной операции ( https://www.fedsfm.ru/documents/government/1194).

Информация о подозрительных операциях предоставляется в виде формализованных электронных сообщений, которые заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок предоставления информации утвержден приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. №110.

В электронное сообщение включаются следующие сведения (п.4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2005 г. №82):

  • сведения, необходимые для идентификации клиента;

  • вид операции (сделки) и основания ее совершения;

  • дата совершения операции (сделки) и сумма, на которую она совершена;

  • обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации ОД/ФТ.

Санкции за нарушение требований «антиотмывочного» законодательства

Действия (бездействие), повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, влекут наложение административного штрафа (п.2 ст.15.27 КоАП РФ):

  • на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;

  • на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Обучение бухгалтеров азам «антиотмывочного» законодательства

В настоящее время Росфинмониторингом подготовлен проект (ID проекта 02/08/02-20/00099235) «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг…». Этот проект – своего рода инструктаж для бухгалтера компаний, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.

БЛОКИРОВКА БАНКОВСКОГО СЧЕТА ПО ИНИЦИАТИВЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА

Обучение планируется проводить в следующих формах:

  • вводный инструктаж;

  • дополнительный инструктаж;

  • целевой инструктаж;

  • повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ.

Вводный инструктаж проводится в целях ознакомления работников с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области ПОД/ФТ. Такой инструктаж проводится однократно специальным должностным лицом компании. Вводный и дополнительный инструктажи проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения работников в сфере ПОД/ФТ, разработанной самой компанией.

Целевой инструктаж и повышение уровня знаний проводится силами специализированных компаний.