Должны ли бухгалтерские и аутсорсинговые компании предоставлять отчеты (уведомления) в Росфинмониторинг?
Необходимость создания такой службы как Росфинмониторинг прописана в Федеральном законе от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее по тексту – Закон №115-ФЗ).
Бизнесмены уже привыкли, что государство постоянно закручивает гайки, перекладывая на них свои функции. А должны ли бухгалтерские и аутсорсинговые компании отчитываться в Росфинмониторинг и исполнять требования «антиотмывочного» законодательства?
Роль бухгалтерских компаний в «антиотмывочном» законодательстве
С 18 марта 2019 г. бухгалтеры, юристы, оказывающие бухгалтерские услуги (аутсорсинг) другим компаниям или ИП, а также аудиторы обязаны замораживать (блокировать) деньги своих неблагонадежных клиентов (Федеральный закон от 18.03.2019 г. №33-ФЗ).
Ранее такие лица должны были ограничиться только уведомлением Росфинмониторинга о подозрительных операциях своих клиентов.
-
идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте;
-
применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
Замораживание (блокирование) денежных средств, бездокументарных ценных бумаг или иного имущества (т.е. запрет осуществлять операции с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом) касается отдельных категорий лиц, которые включены в специальные перечни.
Перечни (так называемые «черные списки») составляются Росфинмониторингом, если в отношении компаний и физических лиц имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму либо сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения.
Это означает, что бухгалтеры, сотрудники аутсорсинговых компаний обязаны принимать меры для замораживания денег и имущества подозрительных клиентов, которые попали в «черный список» (Перечни №1 и №2, которые размещены на сайте и периодически обновляются Росфинмониторинга).
-
организовывать внутренний контроль;
-
фиксировать и хранить информацию;
-
уведомлять Росфинмониторинг о наличии любых оснований полагать, что контролируемые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее по тексту - ОД/ФТ).
Предоставление уведомлений в Росфинмониторинг
Помимо обязанности компаний и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, незамедлительно принимать меры к блокированию средств и имущества (если информация о клиенте компании обнаружена на сайте Росфинмониторинга в «черном списке»), компании в определенных ситуациях должны предоставлять уведомления в Росфинмониторинг.
УСЛУГИ АУДИТА И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Перечень таких случаев обозначен в п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ. Среди них:
- запутанный или необычный характер сделки (который не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели);
Критерии и признаки необычных сделок утверждены Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 г. №103. Например, явное несоответствие операций, проводимых клиентом (представителем клиента) общепринятой рыночной практике совершения операций (код критерия 1113), осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием расчетных счетов третьих лиц (код - 1194), многократное внесение учредителями денежных средств для пополнения оборотных средств компании (код – 1195).
-
несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой компании (т.е. фактическая деятельность не соответствует уставной);
-
выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
-
отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
-
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации ОД/ФТ (п.2 ст.7 Закона №115-ФЗ).
Уведомить Росфинмониторинг необходимо не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей подозрительной операции ( https://www.fedsfm.ru/documents/government/1194).
Информация о подозрительных операциях предоставляется в виде формализованных электронных сообщений, которые заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок предоставления информации утвержден приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. №110.
В электронное сообщение включаются следующие сведения (п.4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2005 г. №82):
-
сведения, необходимые для идентификации клиента;
-
вид операции (сделки) и основания ее совершения;
-
дата совершения операции (сделки) и сумма, на которую она совершена;
-
обстоятельства, послужившие основанием полагать, что операция (сделка) клиента осуществляется или может быть осуществлена в целях легализации ОД/ФТ.
Санкции за нарушение требований «антиотмывочного» законодательства
Действия (бездействие), повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, влекут наложение административного штрафа (п.2 ст.15.27 КоАП РФ):
-
на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
-
на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
Обучение бухгалтеров азам «антиотмывочного» законодательства
В настоящее время Росфинмониторингом подготовлен проект (ID проекта 02/08/02-20/00099235) «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг…». Этот проект – своего рода инструктаж для бухгалтера компаний, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.
БЛОКИРОВКА БАНКОВСКОГО СЧЕТА ПО ИНИЦИАТИВЕ РОСФИНМОНИТОРИНГА
Обучение планируется проводить в следующих формах:
-
вводный инструктаж;
-
дополнительный инструктаж;
-
целевой инструктаж;
-
повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ.
Вводный инструктаж проводится в целях ознакомления работников с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области ПОД/ФТ. Такой инструктаж проводится однократно специальным должностным лицом компании. Вводный и дополнительный инструктажи проводятся в соответствии с программой подготовки и обучения работников в сфере ПОД/ФТ, разработанной самой компанией.
Целевой инструктаж и повышение уровня знаний проводится силами специализированных компаний.