В связи с внесенными изменениями в порядок налогообложения движимых объектов, прокомментируем контрольные соотношения, опубликованные налоговой службой в части увязки показателей налогового расчета (налоговой декларации) по налогу на имущество.
Нововведения в части исчисления налога на имущество по движимым основным средствам, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 г. №366-ФЗ, рассматривались в отдельной статье. Теперь рассмотрим вопрос: что могут проверить налоговые инспекторы в налоговом расчете (налоговой декларации) по авансовым платежам по налогу на имущество.
Контрольные соотношения показателей налогового расчета по авансовому платежу (налоговой декларации)В конце 2014 г. налоговая служба опубликовала Письмо ФНС РФ от 24.12.2014 г. №БС-4-11/26596 «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций» (вместе с «Контрольными соотношениями...», утв. ФНС РФ 19.12.2014 г.) с обновленными данными контрольных соотношений.
Проанализируем взаимоувязку основных показателей в таблице:
№ п/п |
Проверяемое контрольное соотношение |
Суть проверяемых показателей |
Действия налоговых органов |
Раздел 1 |
|||
1 |
В разрезе каждого кода ОКТМО и КБК должно быть обеспечено равенство: р. 1 ст. 030 = (р. 2 ст. 180 - р. 2 ст. 200) + (р. 3 ст. 090 - р. 3 ст. 110). |
Итоговая сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет за соответствующий квартал, складывается из подлежащих уплате авансовых платежей, отраженных в разделах 2 и 3 за минусом соответствующих льгот. Начиная с отчетных периодов 2014 г. ряд налогоплательщиков рассчитывали авансовый платеж по налогу на имущество в двух разделах. В 1-ом разделе данные рассчитывались исходя из остаточной стоимости имущества, а во 2-ом - из кадастровой стоимости недвижимости (в части объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость). |
При неравенстве показателей, приводящих как к излишней уплате, так и завышению суммы авансового платежа, налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ). |
Раздел 2 |
|||
2 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство: - расчет за 1 квартал: р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050) / 4; - расчет за полугодие: р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080) / 7; - расчет за 9 месяцев: р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080 + р. 2 гр. 3 ст. 090 + р. 2 гр. 3 ст. 100 + р. 2 гр. 3 ст. 110) / 10. |
Средняя стоимость имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется как частное от деления суммы в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст.376 НК РФ). При этом значение остаточной стоимости на 01.01, в большинстве случаев, расходится с данными бухгалтерского баланса (в связи с наличием льготных объектов, а также имущества, не подлежащего налогообложению). |
Те же действия, как в п.1 |
3 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство: - расчет за 1 квартал: р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050) / 4; - расчет за полугодие: р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080) / 7; - расчет за 9 месяцев: р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080 + р. 2 гр. 4 ст. 090 + р. 2 гр. 4 ст. 100 + р. 2 гр. 4 ст. 110) / 10. |
Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется аналогично порядку, указанному в п.2. В графе 4 по соответствующим кодам строк 020-110 приводится остаточная стоимость льготируемого имущества. С 1 января 2015 г. в этих строках должна отражаться остаточная стоимость движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. (за исключением имущества реорганизованных, ликвидированных организаций, а также от взаимозависимых лиц). |
Те же действия, как в п.1. |
4 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться следующее соотношение: если р. 2. ст. 130 0, то р. 2. ст. 140 0; если р. 2. ст. 130 = 0, то р. 2. ст. 140 = 0. Если р. 2. ст. 130 = 0 и р. 2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льготы по налогу на имущество. |
В строке 130 проставляется код налоговой льготы. Так, в отношении льгот: -по п. 25 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010257; -по п. 26 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010258 (Письмо ФНС РФ от 12.12.2014 г. №БС-4-11/25774).
|
На практике может возникнуть ситуация, при которой налогоплательщик ошибочно не проставил код льготы в строку 130, но привел показатели льготируемого имущества в строке 140. Тогда налоговыми органами будут осуществлены те же действия, как в п.1. |
5 |
По умолчанию: р.2. ст. 130 = 0, если р.2. ст. 130 0, то возможно неправомерное применение льгот. |
Налоговые органы будут проверять обоснованность применения заявленных льгот. Налогоплательщику будет выставлено требование о представлении документов, подтверждающих льготу. Такими документами могут быть акты о приеме-передаче объектов основных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств. При установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ). |
|
6 |
По умолчанию: р.2. ст. 140 = 0, если р.2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льгот. |
В строке 140 приводятся данные о средней стоимости не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды. |
|
Обратите внимание! Движимые основные средства, принятые к учету с 01.01.2013 г., подпадают в разряд льготной категории только в 2015 г., а поэтому требовать представления документов при проведении камеральной проверки декларации за 2014 г. в части этого имущества налоговые органы не вправе. |
|||
Раздел 3 |
|||
7 |
При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться следующее соотношение: если р. 3. ст. 80 "-" (пробел), то р. 3 ст. 090 = 1 / 4 (р. 3 ст. 020 - р. 3 ст. 030) x р. 3 ст. 050 x р. 3 ст. 070 x р. 3. ст. 080 / 100. |
Несмотря на то, что в пп. 7 п. 6.2 Порядка заполнения авансового расчета, строка 080 предназначена только для иностранных организаций, которые в отчетном периоде купили либо продали недвижимость, аналогичный порядок заполнения действует и в отношении российских организаций (Письма ФНС РФ от 19.05.2014 г. №БС-4-11/9523, от 19.06.2014 г. №БС-4-11/11793). Такой коэффициент рассчитывается в случае приобретения (продажи) недвижимости в середине года как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный объект находился в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. В этом случае налоговыми органами проверяется расчет правильности применения специального коэффициента владения (п.5 ст.382 НК РФ). Например, организация приобрела объект недвижимости в апреле 2015 г., тогда коэффициент владения в годовой декларации будет отражен как 0,75. |
При неравенстве показателей налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ). |
В п.25 ст.381 НК РФ речь идет о движимом имуществе, принятом на учет после 1 января 2013 г., без указания диапазона амортизационных групп. Но, исходя из того, что имущество I-II амортизационной группы не является объектом налогообложения (независимо от даты принятия на учет такого имущества), законодатель отнес имущество III-Х амортизационной группы к льготируемому.