Контрольные соотношения показателей налогового расчета (декларации) по налогу на имущество

В связи с внесенными изменениями в порядок налогообложения движимых объектов, прокомментируем контрольные соотношения, опубликованные налоговой службой в части увязки показателей налогового расчета (налоговой декларации) по налогу на имущество.

Нововведения в части исчисления налога на имущество по движимым основным средствам, внесенные Федеральным законом от 24.11.2014 г. №366-ФЗ, рассматривались в отдельной статье. Теперь рассмотрим вопрос: что могут проверить налоговые инспекторы в налоговом расчете (налоговой декларации) по авансовым платежам по налогу на имущество.

Контрольные соотношения показателей налогового расчета по авансовому платежу (налоговой декларации)

В конце 2014 г. налоговая служба опубликовала Письмо ФНС РФ от 24.12.2014 г. №БС-4-11/26596 «О направлении контрольных соотношений показателей форм налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций» (вместе с «Контрольными соотношениями...», утв. ФНС РФ 19.12.2014 г.) с обновленными данными контрольных соотношений.

Проанализируем взаимоувязку основных показателей в таблице:

№ п/п

Проверяемое контрольное соотношение

Суть проверяемых показателей

Действия налоговых органов

Раздел 1

1

В разрезе каждого кода ОКТМО и КБК должно быть обеспечено равенство:

р. 1 ст. 030 = (р. 2 ст. 180 - р. 2 ст. 200) + (р. 3 ст. 090 - р. 3 ст. 110).

Итоговая сумма авансового платежа, подлежащая уплате в бюджет за соответствующий квартал, складывается из подлежащих уплате авансовых платежей, отраженных в разделах 2 и 3 за минусом соответствующих льгот.

Начиная с отчетных периодов 2014 г. ряд налогоплательщиков рассчитывали авансовый платеж по налогу на имущество в двух разделах.

В 1-ом разделе данные рассчитывались исходя из остаточной стоимости имущества, а во 2-ом - из кадастровой стоимости недвижимости (в части объектов, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость).

При неравенстве показателей, приводящих как к излишней уплате, так и завышению суммы авансового платежа, налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ).

Раздел 2

2

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство:

- расчет за 1 квартал:

р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050) / 4;

- расчет за полугодие:

р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080) / 7;

- расчет за 9 месяцев:

р. 2 ст. 120 = (р. 2 гр. 3 ст. 020 + р. 2 гр. 3 ст. 030 + р. 2 гр. 3 ст. 040 + р. 2 гр. 3 ст. 050 + р. 2 гр. 3 ст. 060 + р. 2 гр. 3 ст. 070 + р. 2 гр. 3 ст. 080 + р. 2 гр. 3 ст. 090 + р. 2 гр. 3 ст. 100 + р. 2 гр. 3 ст. 110) / 10.

Средняя стоимость имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется как частное от деления суммы в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст.376 НК РФ).

При этом значение остаточной стоимости на 01.01, в большинстве случаев, расходится с данными бухгалтерского баланса (в связи с наличием льготных объектов, а также имущества, не подлежащего налогообложению).

Те же действия, как в п.1

3

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно быть обеспечено равенство:

- расчет за 1 квартал:

р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050) / 4;

- расчет за полугодие:

р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080) / 7;

- расчет за 9 месяцев:

р. 2 ст. 140 = (р. 2 гр. 4 ст. 020 + р. 2 гр. 4 ст. 030 + р. 2 гр. 4 ст. 040 + р. 2 гр. 4 ст. 050 + р. 2 гр. 4 ст. 060 + р. 2 гр. 4 ст. 070 + р. 2 гр. 4 ст. 080 + р. 2 гр. 4 ст. 090 + р. 2 гр. 4 ст. 100 + р. 2 гр. 4 ст. 110) / 10.

Средняя стоимость не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется аналогично порядку, указанному в п.2.

В графе 4 по соответствующим кодам строк 020-110 приводится остаточная стоимость льготируемого имущества.

С 1 января 2015 г. в этих строках должна отражаться остаточная стоимость движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г. (за исключением имущества реорганизованных, ликвидированных организаций, а также от взаимозависимых лиц).

Те же действия, как в п.1.

4

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться следующее соотношение:

если р. 2. ст. 130 0,

то р. 2. ст. 140 0;

если р. 2. ст. 130 = 0,

то р. 2. ст. 140 = 0.

Если р. 2. ст. 130 = 0 и р. 2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льготы по налогу на имущество.

В строке 130 проставляется код налоговой льготы. Так, в отношении льгот:

-по п. 25 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010257;

-по п. 26 ст. 381 НК РФ проставляется присвоенный данной налоговой льготе код 2010258 (Письмо ФНС РФ от 12.12.2014 г. №БС-4-11/25774).

На практике может возникнуть ситуация, при которой налогоплательщик ошибочно не проставил код льготы в строку 130, но привел показатели льготируемого имущества в строке 140. Тогда налоговыми органами будут

осуществлены те же действия, как в п.1.

5

По умолчанию:

р.2. ст. 130 = 0,

если р.2. ст. 130 0, то возможно неправомерное применение льгот.

Налоговые органы будут проверять обоснованность применения заявленных льгот.

Налогоплательщику будет выставлено требование о представлении документов, подтверждающих льготу. Такими документами могут быть акты о приеме-передаче объектов основных средств, инвентарная карточка учета объекта основных средств.

При установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ).

6

По умолчанию:

р.2. ст. 140 = 0,

если р.2. ст. 140 0, то возможно неправомерное применение льгот.

В строке 140 приводятся данные о средней стоимости не облагаемого налогом имущества за соответствующие отчетные периоды.

Обратите внимание! Движимые основные средства, принятые к учету с 01.01.2013 г., подпадают в разряд льготной категории только в 2015 г., а поэтому требовать представления документов при проведении камеральной проверки декларации за 2014 г. в части этого имущества налоговые органы не вправе.

Раздел 3

7

При представлении налогового расчета по авансовому платежу должно выполняться

следующее соотношение:

если р. 3. ст. 80 "-" (пробел), то р. 3 ст. 090 = 1 / 4 (р. 3 ст. 020 - р. 3 ст. 030) x р. 3 ст. 050 x р. 3 ст. 070 x р. 3. ст. 080 / 100.

Несмотря на то, что в пп. 7 п. 6.2 Порядка заполнения авансового расчета, строка 080 предназначена только для иностранных организаций, которые в отчетном периоде купили либо продали недвижимость, аналогичный порядок заполнения действует и в отношении российских организаций (Письма ФНС РФ от 19.05.2014 г. №БС-4-11/9523, от 19.06.2014 г. №БС-4-11/11793).

Такой коэффициент рассчитывается в случае приобретения (продажи) недвижимости в середине года как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный объект находился в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

В этом случае налоговыми органами проверяется расчет правильности применения специального коэффициента владения (п.5 ст.382 НК РФ).

Например,

организация приобрела объект недвижимости в апреле 2015 г., тогда коэффициент владения в годовой декларации будет отражен как 0,75.

При неравенстве показателей налоговые органы должны в течение 5 дней уведомить налогоплательщика об этом факте. Налогоплательщик должен дать пояснения или внести изменения в налоговый расчет. В противном случае при установлении фактов нарушения законодательства в течение 10 дней после окончания камеральной проверки налоговыми органами составляется акт по установленной форме (ст.100 НК РФ).


АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
В части нового порядка обложения налогом на имущество движимых объектов, налоговая служба выпустила разъяснения (Письмо ФНС РФ от 20.01.2015 г. №БС-4-11/503), в котором подчеркнула, что если организация приобретает оборудование, относящееся к
III-Х амортизационной группе после 1 января 2015 г., то редакция пп.8 п.4 ст.374 НК РФ на него не распространяется. Вместе с тем, данное имущество может подпадать под льготу, установленную п.25 ст.381 НК РФ.

В п.25 ст.381 НК РФ речь идет о движимом имуществе, принятом на учет после 1 января 2013 г., без указания диапазона амортизационных групп. Но, исходя из того, что имущество I-II амортизационной группы не является объектом налогообложения (независимо от даты принятия на учет такого имущества), законодатель отнес имущество III-Х амортизационной группы к льготируемому.