Изменения в порядке составления и представления бухгалтерской отчетности

Услуги по теме
Аудиторская проверка
от 70 000 руб.

В 2013 г. в Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон N 402-ФЗ) были внесены многочисленные изменения. Рассмотрим, каким образом эти изменения повлияли на порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

Изменения в порядке составления бухгалтерской отчетности

Федеральным законом от 28.06.2013 г. N 134-ФЗ ст. 29 Закона N 402-ФЗ дополнена п. 4, согласно которому при смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно. Данный порядок организациям следует разработать и утвердить в своей Учетной политике.

Ст. 1 Федерального закона от 02.11.2013 г. N 292-ФЗ уточнено что, бухгалтерский учет могут не вести индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ).

Этим же законом внесены изменения в п. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, согласно которым упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

 Теперь вправе применять, помимо субъектов малого предпринимательства и организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», и некоммерческие организации.

Исключение составляют некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили 3 млн. руб., коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, общества взаимного страхования, организации государственного сектора, государственные корпорации, государственные компании, политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения, саморегулируемые организации, некоммерческие организации, включенные в предусмотренныйп. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г.N 7-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 г.) «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 425-ФЗ внесено уточнение в п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ согласно которому руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Федеральным законом от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ (далее Закон N 357-ФЗ) с 1 января 2014 г. вводятся понятия мнимого и притворного объектов бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ мнимым объектом бухгалтерского учета является несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в т. ч. неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Под притворным объектом понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в т. ч. притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством РФ, и расходы на их создание.

Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (п.1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета
Также не допускается регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.

П. 3. ст. 9 Закона N 402-ФЗ дополнен очень важными для бухгалтера положениями, согласно которым, лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

П. 3 ст. 10 Закона N 402-ФЗ уточнено, что не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета. Перечень применяемых регистров бухгалтерского учета, должен быть утвержден экономическим субъектом в своей Учетной политике.

В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, и информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Бухгалтерская отчетность организаций по прежнему составляется по формам, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. N 66н (в ред. от 04.12.2012 г. N 154н) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Изменения в порядке предоставления бухгалтерской отчетности

Федеральный закон от 23.07.2013 г. N 251-ФЗ (далее – Закон N 251-ФЗ) внес изменения в п. 4. ст. 13 Закона N 402-ФЗ. Теперь данный пункт изложен в новой редакции, согласно которой промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом не только в случаях, когда ее необходимо предоставлять в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета, но и в случаях если обязанность ее представления установлена договорами, учредительными документами, решениями собственника экономического субъекта.

Законом N 357-ФЗ скорректирован п. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ, устанавливающий общие требования к бухгалтерской отчетности. Из этой нормы исключены положения о представлении бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту. Теперь в этой норме указано, что в случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Также уточнен порядок представления аудиторского заключения в органы государственной статистики.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ при представлении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется:

  • либо вместе с такой отчетностью,
  • либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Следует отметить, что теперь хранению в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года, в соответствии с уточненным п. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ, помимо первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит иаудиторское заключение об этой отчетности (ст. 43 Закона N 251-ФЗ). Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержден Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. N 558.

НУЖНО СДАТЬ НУЛЕВУЮ ОТЧЕТНОСТЬ ИП?

В заключении хотим отметить, что Законом N 357-ФЗ уточнен порядок разработки и утверждения федеральных стандартов бухучета, установленный ст. 27 Закона N 402-ФЗ. Из этой статьи исключены положения об опубликовании в печатном издании уведомления о разработке федерального стандарта, проекта федерального стандарта и доработанного проекта федерального стандарта. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 27 Закона N 402-ФЗ данные документы должны размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и их разработчика в сети «Интернет».