Заключительным этапом проведения инвентаризации является отражение результатов инвентаризации в учете.
В процессе проведения инвентаризации должны заполняться инвентаризационные описи. Согласно п.4.1 Методических указаний, по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости, где отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Документальное оформление выявленных излишков при инвентаризации
Выявленные при инвентаризации излишки, отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных документов, составляемых при проведении инвентаризации, а не приходных ордеров, оформляемых в целях складского учета. Для того чтобы оприходовать излишки имущества, необходимо оформить соответствующий приказ руководителя компании.
Сами по себе приходные ордера не могут служить надлежащим доказательством того, что указанное в них количество материальных ценностей выявлено в качестве излишков в результате проведения инвентаризации (постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.02.2016 г. №А32-37431/2012, определением ВС РФ от 02.02.2017 г. №308-КГ15-804 в передаче кассационной жалобы отказано).
А отремонтированные и частично разобранные садки в количестве 7 820 штук при проведении инвентаризации ошибочно включены в инвентаризационную опись ТМЦ в качестве излишков и на этом основании налоговики доначислили компании налог на прибыль. Несмотря на наличие ТМЦ в инвентаризационной ведомости, судьи отметили, что у компании отсутствуют излишки МПЗ в том понимании, какое придается данному понятию в вышеуказанной норме права, а именно: установление в результате инвентаризации фактического наличия МПЗ при отсутствии первичных документов бухгалтерского учета, позволяющих отразить их в соответствующих регистрах бухгалтерского учета, и, соответственно, подтвердить несение организацией расходов на их приобретение. Как указали судьи, стоимость МПЗ, ранее учтенная в составе расходов для целей налогообложения, не подлежит включению в состав внереализационных доходов при повторном их использовании в производственной деятельности.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Отражение излишков в учете. Оприходование инвентаризации
В случае выявления при инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации (п.28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н).
Доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами компании (п.20 ст.250 НК РФ).
«Упрощенцы» также учитывают стоимость излишков товаров, выявленных в результате инвентаризации, в составе доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (письмо Минфина РФ от 18.05.2017 г. №03-11-06/2/30304). Налоговые последствия при выявлении излишков ценностей в части НДС отсутствуют.
Как зачесть излишки и недостачи?
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только в виде исключения при одновременном соблюдении следующих условий (п.5.3 Методических указаний):
- недостачи и излишки должны быть обнаружены в один и тот же проверяемый период;
- у одного и того же проверяемого лица;
- в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
Например, при определении продуктов питания одного и того же наименования рекомендуется воспользоваться терминами, предусмотренными Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП), утв. Постановлением Госкомстата РФ от 30.12.1993 г. №301. Так, пересортицей могут являться «мясо говядина (промзабой) и «мясо говядина (промзабой) 1 категории».
При обнаружении пересортицы необходимо запросить объяснительную записку материально-ответственного лица с причинами возникновения пересортицы.
Если по предложению инвентаризационной комиссии руководитель компании принимает решение о взаимном зачете излишков и недостач в результате пересортицы, то результаты инвентаризации отражаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации с учетом зачета по пересортице.
Для зачета пересортицы необходимо также оформить приказ руководителя компании.
А на разницу в стоимости материалов в результате пересортицы (если стоимость излишков ценностей превышает стоимость недостачи) формируется бухгалтерская запись:
Дебет 10,41 Кредит 91-1 – отражена суммовая разница между излишками и недостачами в составе прочих доходов.
Отметим, что в налоговом учете отсутствует понятие «пересортица». Поэтому в целях избежания налоговых рисков необходимо развернуто отражать излишки в составе внереализационных доходов и недостачи – в составе внереализационных расходов (письма Минфина РФ от 23.05.2016 г. №03-03-06/1/29309, от 01.12.2014 г. №03-03-06/1/61228, определение ВАС РФ от 19.12.2012 г. №ВАС-16243/12). То есть правила отражения пересортицы в бухгалтерском учете и налоговом учете различаются.
При этом для отнесения стоимости недостающих ценностей в состав расходов необходимо соблюсти условия, предусмотренные пп.5 п.2 ст.265 НК РФ.
Правда, в судебной практике имеются решения, когда судьи отмечают, что «…из смысла приведенных положений относительно порядка проведения инвентаризации и оформления ее результатов, для целей налогового учета учитываются окончательные излишки и недостачи, выявленные по результатам проведенной инвентаризации» (постановление седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 г. №А03-10565/2013). А в постановлении АС Московского округа от 08.08.2016 г. №А40-164384/2015 судьи поддержали компанию в том, что в целях налогообложения должны были учитываться лишь окончательные излишки, определенные с учетом осуществленных зачетов по пересортице.