Государств и территорий, которые не обмениваются с Россией налоговой информацией, стало меньше

Налоговиками подготовлен очередной перечень иностранных государств и территорий, которые не сотрудничают с российскими налоговиками. Когда заработает новый перечень? Сколько в нем осталось государств и территорий?

Начиная с 2018 года, Россия присоединилась к автоматизированной системе обмена налоговой информацией между налоговиками иностранных государств. Благодаря такому обмену налоговики получали данные о банковских счетах налогоплательщика.

Как изменился новый перечень иностранных государств и территорий, сотрудничающих с российскими налоговиками?

Перечень юрисдикций, которые готовы сотрудничать с российскими налоговиками, можно увидеть на сайте организации экономического сотрудничества и развития ( https://www.oecd.org/tax/beps/country-by-country-exchange-relationships.htm).

Введение антироссийских санкций и продолжающаяся спецоперация на Украине, внесли свои коррективы в перечень государств и территорий, которые участвуют в автоматическом обмене информации.

Перечень государств и территорий, с которыми работает международный обмен, содержится в Приказе ФНС РФ от 27.05.2022 г. №ЕД-7-17/450@. В нем 83 государства и 12 территорий (список стран можно посмотреть в прикреплённом документе в конце статьи).

Ряд стран прекратили обмен налоговой информацией с Россией. Например, США, Украина.

Налоговики подготовили проект нового перечня государств и территорий, которые не сотрудничают с российскими налоговиками. В обновленном перечне 98 государств и 18 территорий.

Обновленный перечень будет действовать с 1 января 2023 года.

Зачем нужен автоматический обмен информации между налоговиками?

Уже несколько лет у физических лиц действует обязанность по информированию налоговиков об открытых за границей счетах, отправлять налоговикам специальный отчет о движении денежных средств на этих счетах, а также информацию об иных финансовых активах.

ДОПРОС В НАЛОГОВОЙ: КАК НЕ СКАЗАТЬ ЛИШНЕГО

Представление отчета не зависит от наличия второго гражданства у россиян. Его должны представлять налоговые резиденты России. Это значит, что они должны проживать более 183 календарных дней в году на территории РФ.

В 2022 году продлен срок сдачи отчета до 1 декабря 2022 г. Далее налоговики проверяют этот отчет, и если возникает необходимость, - запрашивают документы, подтверждающие отраженные операции по этому отчету.

В законе прописаны исключения от этой обязанности. Например, банк, в котором открыт счет у резидента РФ находится на территории стран-членов ЕАЭС либо на территории тех иностранных государств, с которыми налажен обмен информацией между налоговиками. При этом оборот либо остаток денег по счету или вкладу не должен превышать за отчетный год 600 тысяч рублей (п.7, п.8 ст.12 Закона от 10.12.2003 г. №173-ФЗ).

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
 Таким образом, если обмен информацией между государствами и территориями отсутствует, и объем денег превышает лимит, то резиденты РФ вынуждены представлять отчет.

Если не исполнить эту обязанность, то физическое лицо может быть оштрафовано на 2 тыс. – 3 тыс. рублей. В случае повторного нарушения штраф составит уже 20 тыс. рублей.

Если резидент РФ нарушит срок представления отчета, то его оштрафуют на 300 рублей – 3 тыс. рублей. При обмене информацией передаются сведения о финансовых активах резидента РФ, что позволяет предотвратить вывод активов в зарубежные страны либо сокрытие активов.

Процедура обмена информацией включает в себя участие финансовых организаций, зарубежных брокеров, налоговых органов, а также органов министерства финансов иностранных государств.

УСЛУГИ ЮРИСТА

Например, налоговый резидент РФ открывает счет в зарубежном банке. Зарубежный банк направляет сведения об этой транзакции в свой налоговый орган. А последний уже направляет информацию российским налоговикам. Далее российские налоговики анализируют эти сведения, и при необходимости могут направить запрос владельцу зарубежного счета – налоговому резиденту РФ.

Участие России в системе автоматического обмена информацией имеет значение для расчета прибыли контролируемых иностранных компаний (по тексту – КИК).

Не каждая иностранная компания является КИК. Для того чтобы компания была контролируемой, иностранная компания не должна обладать статусом налогового резидента России, а физические или юридические лица, контролирующие компанию, являются налоговыми резидентами России (ст.25.13 НК РФ). А весь смысл налогообложения КИК заключается в том, чтобы полученная прибыль иностранной организации поступала в российский бюджет через контролируемое лицо.

Если иностранное государство или территория включена в международный обмен информацией, то российские налоговики получат необходимую информацию о КИК. А затем сверят эту информацию с направленными уведомлениями о КИК. Если компании не подавали уведомление об участии в КИК, то им может грозить доначисление налогов.

Скачать:

Perechen-stran.pdf