1. Из чего обычно складывается цена товаров
Себестоимость продукции — это сумма затрат на производство и сбыт товаров. В нее включены все расходы, связанные с использованием материалов, сырья, топлива, оборудования (с учетом его амортизации), фонда оплаты труда и так далее.
Алгоритм расчета себестоимости зависит от:
-
используемых технологических процессов;
-
метода калькуляции (по переменным затратам, с полным распределением затрат);
-
суммы расходов на выпуск единицы товара.
После расчета себестоимости определяют конечную цену товара. Она включает себестоимость и торговую наценку, в которую закладывают расходы на транспортировку, продажу, НДС и прибыль.
2. Продукты собственных марок магазинов («Каждый день», «Лента», «Красная цена» и так далее) зачастую стоят меньше продуктов других брендов. С чем это связано и говорит ли о более низком качестве еды?
«Каждый день» — это собственная марка Ашана, «Красная цена» — Пятерочки, «Лента» — одноименной сети гипермаркетов. Такая продукция стоит дешевле аналогов не потому, что произведена с использованием низкокачественного сырья, а потому, что производители:
-
не тратят деньги на привлекательную упаковку и рекламу;
-
оптимизируют логистику и персонал;
-
выпускают большие партии товаров.
Только экономия на упаковке и маркетинге позволяет снизить цену товара, в среднем, на 20-30%. Что касается «вредности» таких продуктов, то они ничем не отличаются от аналогов. Нужно читать состав на упаковке и изучать, кто производитель. Иногда товары под ультрабюджетной маркой выпускаются на том же заводе, что и обычные.
Вывод: продукция таких марок как «Каждый день» — это хороший продукт, который по качеству не отличается от брендовых аналогов. Другой вопрос в том, какой товар берете. Если это макароны, майонез и снеки, то они вредные в 100% случаев: и дело тут не в торговой марке.
3. Топ-5 товаров с самой большой наценкой?
Самая большая наценка на следующие товары повседневного спроса:
-
напитки — от простой бутилированной воды до алкоголя. Конечная цена превышает затраты на производство в 40-50 раз. Даже дешевое спиртное продается с наценкой более 100%;
-
цветы — в Голландии тюльпан, условно, стоит 1 рубль, а в России — 80-400 рублей в сезон;
-
косметика и духи — себестоимость производства косметической продукции составляет 10-20% от рыночной цены. Остальное — затраты на упаковку, рекламу и продвижение.;
-
снеки, сладости, мороженое и попкорн — например, кукурузные зерна стоят в 10 раз меньше, чем готовый попкорн;
-
кофе и чай на развес — высокая наценка определяется спросом на элитные напитки.
Также среди товаров, за которые мы существенно переплачиваем, стоит выделить: фастфуд, кофе на вынос, изделия ручной работы, атрибуты для праздников (от красивых одноразовых стаканчиков до свечек), колбасные изделия, табачная продукция, полиэтиленовые пакеты и так далее.
4. Как вычислить, что, покупая определенный продукт, ты сильно переплачиваешь?
Понять, что вы переплачиваете, очень легко. Достаточно посмотреть на то, как позиционирует себя тот или иной бренд. Например, обычный батон стоит до 50 рублей. Если производитель напишет на упаковке: «без глютена», «с добавлением злаков», то цена будет повышена в 2-3 раза.
Чтобы не переплачивать:
-
берите товары с нижней полки — в мерчандайзинге есть такой лайфхак: самые дорогие товары располагают на уровне глаз, а дешевые — внизу;
-
не «ведитесь» на красивую упаковку — чем она привлекательнее, тем выше наценка. Некоторые продукты выгоднее брать на вес (то же мясо или сухофрукты);
-
сравнивайте состав продуктов — иногда бюджетные бренды ничем не отличаются от люксовых;
-
игнорируйте товары у кассы — прикассовая зона не зря называется «зоной спонтанных покупок». Она пестрит сладостями и товарами, провоцируя на импульсивные действия;
-
относитесь к скидкам с настороженностью — если товар идет по акции, посмотрите цены на него в других магазинах: возможно, никакой скидки и нет.
Если цена — выгодная, обязательно проверьте срок годности, оцените товарный вид и целостность упаковки.
5. Акции типа 3=2, 1+1 и другие предложения. Действительно ли это выгодно покупателю?
Чтобы понять, выгодна акция или нет, внимательно читайте условия предложения. Задайте себе вопросы:
-
Действительно ли мне нужен этот товар?
-
Есть ли более интересные аналоги?
-
Возможно, цена не такая уж и низкая?
-
Насколько меня устраивает качество за эту цену?
Есть факторы, которые сведут вашу экономию на нет:
-
истекающий срок годности;
-
чрезмерное количество товара;
-
неправильные условия хранения.
Иногда продавцы создают иллюзию скидок, чтобы привлечь покупателей и увеличить выручку. Например, на товар установлен «красный ценник»: скидка 50%, конечная цена — 100 рублей. При этом еще вчера он безо всяких скидок стоил 70 рублей.
Вывод: в акциях нужно участвовать, если вы хорошо знакомы с данной категорией товаров, знаете цены и нуждаетесь в покупке.
6. Три совета, которые помогут сэкономить или не переплатить?
Во-первых, обратите внимание на малоизвестные бренды. Популярность — еще не показатель качества, а цена на такую продукцию всегда завышена. При выходе на рынок новые товаропроизводители стремятся завоевать клиентов, поэтому качество их продукции обычно хорошее.
Во-вторых, всегда сравнивайте цены товаров, которые вы приобретаете на регулярной основе. Покупайте определенные позиции в местах, где наценка минимальная. Дождитесь очередной акции и возьмите сразу несколько упаковок. Только не забудьте проверить срок годности.
В-третьих, пользуйтесь кэшбэком. За счет правильно подобранных скидочных и накопительных карт можно экономить деньги на ежедневных покупках.
Не забывайте про необходимость ведения таблицы затрат. Заведите отдельный файл в Excel или скачайте специальную программу. Заносите в реестр затрат расходы по категориям ежедневно. Это — базовый совет для всех, кто хочет научиться разумной экономии.