ЭЛЕКТРОННЫЕ КАССЫ: ДОГОНЯЕМ КАЗАХСТАН

Услуги по теме
Приглашения для иностранцев в РФ
от 20 000 руб
Бухгалтерский аутсорсинг "под ключ"
от 8 000 руб/мес
Восстановление учета
от 9 000 руб./квартал
Due Diligence
от 70 000 руб.
Аудиторская проверка
от 70 000 руб.
Юридические консультации
от 3 000 руб/час
Налоговые споры
2 000 руб/час
Кадровое делопроизводство
от 500 руб/мес
Ликвидация компании
от 45 000 руб.
Аккредитация представительства /филиала/ иностранной компании
90 000 руб.
Закрытие представительства /филиала/ иностранной компании
90 000 р.
Внесение изменений в устав, ЕГРЮЛ
от 7 500 руб.
Регистрация ломбарда
от 20 500 руб.
Реорганизация бизнеса
от 35 000 руб.
Разрешение на работу для ВКС
от 50 000 руб.
Рабочая виза в РФ
от 50 000 руб.
Уведомление о приеме (увольнении) на работу иностранных сотрудников
от 3 000 руб.
Квота на иностранных сотрудников
определяются индивидуально
Трудовые споры
от 2 000 руб/час
Открытие бизнеса (ООО, АО, ИП)
от 4 500 руб.
Открытие банковского счета
75 000 руб.
Смена участников ООО
от 15 000 руб.
Допуск СРО
25 000 руб.
Получение лицензии ЧОП
от 20 000 руб.
Разблокировка счета
5 000 руб.
Судебное взыскание долгов
от 80 000 руб.
Открытие НКО (некоммерческой организации
от 25 000 руб.
Закрытие ИП
от 5 000 руб.
Образовательная лицензия
85 000 руб.
Регистрация МФО
от 30 500 руб.
Юрист по договорам
2 000 руб./час
Бухгалтерские консультации
от 3 000 руб./час
Подбор персонала
от 25 000 руб.
Проведение инвентаризации
от 50 000 руб.
Проверка контрагента
от 3 000 руб.
Ликвидация НКО
от 75 000 руб.
Разрешение на работу в РФ
от 60 000 руб.
Нулевая отчетность
от 3 000 руб.
Налоговые консультации
от 3 000 руб./час
Деловая виза в РФ
от 20 000 руб.
Абонентское юридическое обслуживание
от 15 000 руб./мес.
Юридический арбитраж
от 75 000 руб.
Юрист по банкротству
от 30 000 руб.
Медицинский юрист
от 5 000 руб.
С 1 января 2016 г. налогоплательщиков ожидает переход на применение ККТ, передающей информацию о чеках в адрес налоговых органов в электронном виде (через Интернет). Проект Минфина России от 10.04.2015 № 00/03-24887 (далее – Проект) предусматривает поэтапный в течение 7 лет переход на так называемые электронные кассы.

Отметим, что указанному Проекту предшествовал успешный эксперимент с электронными кассами в четырех регионах России (Москва, Подмосковье, Калужская область, Татарстан). Как отмечено на сайте www.nalog.ru (раздел «Новости»), проведенный в «пилотном» режиме Проект подтвердил успешность новой технологии. Да и сама идея электронных касс заимствована Минфином России у государств – членов Таможенного союза. Так, законодательство Республики Казахстан уже содержит нормы, обязывающие применять подобные ККТ для налогоплательщиков определенного вида деятельности. А в Республике Беларусь с 1 июля 2012 г. уже внедрена система электронного контроля торговых автоматов, основанная на принципе дистанционного контроля за денежным оборотом.

Цель проекта

Как следует из пояснительной записки к Проекту Минфина России, его целью является противодействие уклонению от уплаты налогов, совершенствованию порядка применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Передача данных о расчетах в адрес налоговых органов в режиме он-лайн позволит создать современную автоматизированную систему контроля за применением ККТ и полнотой учета выручки, позволяющую осуществлять в автоматизированном режиме анализ полноты учета выручки (доходов) с целью выявления зон риска совершения правонарушений и последующего осуществления «точечных» результативных проверок. 
БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета БУХГАЛТЕРИЯ - Ведение учета

С одной стороны, реализация Проекта позволит налогоплательщикам сэкономить на обслуживании ККТ (замена ЭКЛЗ, регистрация, перерегистрация ККТ), а также исключить необоснованные проверки налоговых органов с выездом на место установки ККТ, сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств («скрутить» кассовый аппарат будет невозможно). 

С другой стороны, возрастут расходы налогоплательщиков на оплату услуг операторам связи, обеспечивающим передачу данных чеков в налоговую инспекцию.

Проект дает определение новым терминам, используемым в Федеральном законе от 22.05.03 г. № 54-ФЗ «О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Закон № 54-ФЗ). Под оператором фискальных данных подразумевается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ и находящееся на ее территории, получившее разрешение на обработку фискальных данных, осуществляющее хранение и обработку этих фискальных данных на территории РФ с использованием технических средств, принадлежащих ему на праве собственности (п. 3 ст. 2 Проекта). 

УЧЕТ ИП

При этом договор на обработку фискальных данных не может быть заключен, в случае если пользователем и оператором фискальных данных является одно лицо.

Пока непонятно, сколько будет таких операторов в РФ и стоимость таких услуг.

Механизм передачи данных

При оказании услуг, перечень которых утвержден Правительством РФ, организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут не применять ККТ при условии выдачи бланка строгой отчетности, выполненного на бумажном носителе (п. 5 ст. 1 Проекта).

Напомним, что перечень таких услуг, при которых налогоплательщик вправе выдавать бланк строгой отчетности вместо кассового чека, напрямую установлен в Законе № 54-ФЗ. Проектом предполагается утверждение такого перечня постановлением Правительства РФ.

То есть «вмененщики» и ИП, применяющие патентную систему налогообложения, в общем случае не освобождены от обязанности использования ККТ, если только не будут включены в освобожденный перечень видов деятельности (см. раздел «Особенности применения ККТ»).

При осуществлении наличных расчетов, организации и ИП в момент расчета обязаны отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе с применением ККТ и передать его покупателю (клиенту), сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в виде электронного документа и направить его в налоговые органы через оператора фискальных данных (п. 6 ст. 1 Проекта). 
НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ!!! Мы в соцсетях

По требованию покупателя (клиента) организации и ИП дополнительно к бумажному кассовому чеку (бланку строгой отчетности) обязаны передать покупателю копию кассового чека (бланка строгой отчетности) в виде электронного документа в незашифрованном виде. Однако эта обязанность возникает при условии, что покупатель предоставит адрес электронной почты для передачи копии чека (в виде электронного документа).

Проектом определен набор обязательных реквизитов, которые должен содержать такой электронный документ: адреса электронной почты ее получателя, предоставленного покупателем, и отправителя (организации либо ИП).

При этом организации и ИП вправе переложить эту обязанность на оператора фискальных данных. В этом случае в качестве адреса электронной почты отправителя должен быть указан адрес электронной почты оператора фискальных данных.

Копия кассового чека (бланка строгой отчетности), полученная покупателем в виде электронного документа, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), отпечатанному ККТ на бумажном носителе, при условии наличия сведений об этом кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в базе оператора фискальных данных (п. 7 ст. 1 Проекта).

Организации и ИП обязаны передавать фискальные данные в налоговые органы в электронном виде через оператора фискальных данных (п. 10 ст. 1 Проекта).

Запись сведений о расчетах на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) и в фискальном накопителе, а также их передача в налоговые органы без фискального признака не допускаются, за исключением случая, когда выдается бланк строгой отчетности (п. 11 ст. 1 Проекта).

Особенности применения ККТ

Рассматриваемый Проект освобождает в ряде случаев организации и ИП от применения ККТ.
Кредитная организация вправе не использовать ККТ, за исключением осуществления наличных расчетов через платежный терминал:

- не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными правовыми актами ЦБ РФ;
установленный за пределами помещения кредитной организации;

- не являющегося основным средством кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности (п. 1 ст. 2 Проекта).

Законопроектом предусматривается возможность для организаций и ИП производить расчеты без применения ККТ при осуществлении определенных видов деятельности. Так, разрешено не применять ККТ в случае продажи (п. 2 ст. 2 Проекта):

- газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках (если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% товарооборота, а ассортимент таких товаров утвержден местной властью при условии ведения раздельного учета доходов);

- ценных бумаг;

- проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
питания обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

- продовольственных и непродовольственных товаров в рамках разносной мелкорозничной торговли (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков;

- в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

- в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

- из цистерн пива, кваса, молока, растительного масла, живой рыбой, керосина;

- овощей и бахчевых культур вразвал;

- населением стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

- предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций;

- по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи. 

Кроме того, учитывая, что передача данных о чеках в налоговые органы осуществляется через Интернет, Проектом предусмотрены исключения от использования новых электронных касс для организаций и ИП, осуществляющих расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ. 
Материалы по теме Материалы по теме

В подобных ситуациях будут действовать старые правила, т.е. покупателю должен быть выдан документ, выполненный рукописным способом на бумажном носителе, содержащий перечень сведений, установленный для кассового чека, с подписью лица, выдавшего этот документ (п. 3 ст. 2 Проекта).

Исключение сделано и для аптечных организаций, находящихся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, а также для обособленных подразделений медицинских организаций (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации (п. 4 ст. 2 Проекта).

Указанные послабления не распространяются на организации и ИП, использующие для осуществления расчетов платежный терминал.

А в отдаленных от сетей связи местностях (определенных федеральными органами исполнительной власти и указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ) организации и ИП могут применять ККТ без передачи фискальных данных в налоговые органы в электронном виде через оператора фискальных данных (п. 5 ст. 2 Проекта).

Таким образом, остальные организации и ИП обязаны с 1 января 2016 г. применять новые кассы (п. 4 ст. 1 Проекта). Правда, Минфин России разрешил налогоплательщикам использовать старые ККТ до истечения срока их полезного использования, но не более 7 лет с момента их регистрации в налоговой инспекции (ст. 7 Проекта).

Штрафные санкции


Проектом ужесточается наказание за нарушения при использовании ККТ. С этой целью предусматривается внесение изменений в КоАП РФ в части повышения административной ответственности за неприменение ККТ (ст. 2 Проекта).
По мнению Правительства РФ, действующие в настоящее время размеры административных штрафов, не стимулируют к выполнению установленных требований обязательности применения ККТ из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами получаемых доходов от хозяйственной деятельности (из пояснительной записки к Проекту).

Напомним, что в настоящее время по таким правонарушениям установлен 2-месячный срок давности привлечения к административной ответственности. В результате этого возникает ситуация, при которой налоговые органы не могут обеспечить соблюдение установленного срока составления протокола об административном правонарушении.

Проектом федерального закона вносится изменение в часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ, согласно которому увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с 2 месяцев до 1 года.

Кроме того, в целях обеспечения возможности осуществления контроля Проект федерального закона устанавливает административную ответственность за нарушение порядка направления информации о расчетах в адрес налоговых органов, а также за непредставление, несвоевременное представление, представление недостоверной, представление не в полном объеме информации и (или) документов по запросам налоговых органов.

Неприменение в установленных случаях ККТ влечет наложение административного штрафа:

- граждан в размере от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 1500 руб.;

- должностных лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

- юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 40 000 руб.

Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- граждан в размере 1500 руб.;
- должностных лиц в размере 2000 руб.;
- юридических лиц в размере 3000 руб.

Введена административная ответственность для организаций или ИП в случае отказа в направлении в виде электронного документа по требованию покупателя кассового чека (бланка строгой отчетности). Такое деяние влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

- должностных лиц в размере 2000 руб.;
- юридических лиц в размере 10 000 руб.

Штрафные санкции введены и для оператора фискальных данных. Так, нарушение оператором фискальных данных законодательства о применении ККТ влечет наложение административного штрафа:
должностных лиц в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб.;
юридических лиц в размере от 500 тыс. до 1 млн руб.

В сухом остатке

Как видится, при воплощении данного законопроекта в жизнь (Минфин России уверен, что с 1 января 2016 г. закон вступит в силу) многие налогоплательщики (организации и ИП) будут обязаны подключиться к Интернету и заключить договор (на возмездной основе!) с оператором фискальных данных.

Это нужно для того, чтобы в режиме онлайн налогоплательщики передавали данные ККТ (данные каждого пробитого кассового чека!) в налоговый орган.

Отметим, что это уже не первый случай принудительного навязывания услуг специализированных операторов связи. Так, обязательный электронный формат декларации по НДС введен с 1 января 2015 г. и субъекты малого бизнеса вынуждены были понести дополнительные издержки на оплату услуг специализированных операторов электронной отчетности.
Те категории налогоплательщиков, которые на момент вступления закона в силу не имели ККТ (либо срок полезного использования старых ККТ уже истек), должны приобрести ККТ новой модели (и, думается, соответствующей стоимости), с современным техническим оснащением.

Дополнительные хлопоты созданы для налогоплательщиков в случае, если по требованию покупателя необходимо сформировать копию кассового чека (электронный документ). Правда и в этом случае можно воспользоваться услугами оператора фискальных данных.

Несмотря на то что в Проекте предусматривается использование старых кассовых аппаратов в отдаленных от сетей связи местностях, в небольших населенных пунктах (да и зачастую в городах-миллионниках), где Интернет работает нестабильно. Что же говорить о небольших населенных пунктах, которые не будут исключены из общего правила властями субъекта РФ.

Негативным моментом является ужесточение ответственности налогоплательщиков за непередачу данных, за иные нарушения закона в части применения ККТ. Не обошли стороной штрафные санкции и оператора фискальных данных.

Ирина Стародубцева,
аудитор-эксперт
Компания «РосКо – Консалтинг и аудит»
ФИНАНСОВАЯ ГАЗЕТА\2015\28 (13.08.2015)