Эффективность работы руководителя проявляется в эффективности работы его отдела. Если подчиненные в целом справляются с поставленными задачами, не проявляют скрытого или явного недовольства, а показатели бизнеса растут в геометрической прогрессии, то это – признак того, что в компании – сильный лидер. Если же ситуация обратная – сотрудники выгорают, текучесть кадров высокая, а финансовый результат – не такой, как хотелось бы, то руководство явно делает что-то не так.
Конечно, в жизни все не так полярно, и не всегда можно выявить негативные тенденции в управлении на «раз – два». Но общие закономерности все-таки есть. Поговорим о том, каким должен быть лидер. Статья будет полезна как опытным управленцам, так и людям, которые стремятся к карьерному и личностному росту.
ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ В КРИЗИС
Качества эффективного руководителя
Главными чертами характера эффективного управленца являются:
-
лидерские задатки – какой тип лидерства нужен (ответственный, этический или даже авторитарный) зависит от потребностей конкретной компании;
-
стратегическое мышление – способность работать на перспективу, понимать, какие инструменты нужны для достижения поставленных целей и задач;
-
технические навыки и знания различных технологий – осведомленность в выбранной области, понимание всех бизнес-процессов;
-
умение работать в команде и выстраивать отношения с подчиненными – мотивировать людей, вести коллектив за собой и заботиться об эмоциональном фоне сотрудников (не допускать выгорания на рабочем месте);
-
стрессоустойчивость – способность «держать удар», не поддаваться сиюминутным порывам, мыслить здраво в любой ситуации;
-
умение преподносить себя и коммуницировать – лидеру нужен дар убеждения и способность доносить идеи до подчиненных и вышестоящих руководителей. Без гибкости ума и чувства такта тут не обойтись;
-
способность работать в меняющихся обстоятельствах – жить в «переходном» состоянии, быть готовым к изменениям;
-
честность и открытость – не нужно путать с прямолинейностью. Имеется в виду способность соблюдать этические нормы, так как вопрос репутации сегодня выходит на первый план.
Руководитель должен быть хорошим стратегом, применять глобальный подход. Культ звезд давно ушел в прошлое. Ценятся командные игроки, которые умеют управлять переменами. Лидер должен быть стрессоустойчивым и эмоционально стабильным, так как его настроение и внутренние установки влияют на климат в коллективе.
Качества плохого руководителя
Из негативных качеств стоит отметить:
-
авторитарность во всем – неумение решать вопросы без применения «грубой силы» и давления на статус;
-
негативное отношение к критике – нежелание увидеть свои точки роста и негибкость;
-
игнорирование проблем – не стоит надеяться, что все «разрулится» само собой. Вместо этого направьте ресурсы на решение проблемы и ликвидацию негативных последствий;
-
хамство и демотивация сотрудников – недопустимо публично оскорблять подчиненных, игнорировать их потребности или концентрировать внимание только на недостатках;
-
чрезмерный контроль – микроменеджмент убивает инициативу. Отсутствие доверия – признак незрелости и некомпетентности, ведь эффективный руководитель способен распознавать, где правда, а где ложь;
-
боязнь ответственности – желание переложить свои ошибки на коллег;
-
лживость – если руководителя уличат во лжи, то восстановить авторитет будет так же сложно, как разгладить однажды скомканный лист бумаги.
Стоит отдельно отметить некомпетентность, которая просто недопустима. Если лидер не понимает бизнес-процессы и «не дотягивает», то что он может требовать от других? И, самое печальное – неспособность признавать ошибки и нести ответственность за принятые решения. Это – главные маркеры незрелости и высокомерия.
Как научиться лидерству
Научиться быть хорошим руководителем можно, если проводить постоянную и упорную работу над собой. Ведь лидерами не рождаются: ими становятся. И это – долгий путь, полный экспериментов и ошибок.
Чтобы стать вдохновляющим примером для подчиненных, нужно:
-
быть решительным;
-
научиться не только слушать, но и слышать;
-
решать проблемы по мере их поступления – лучше «идти на опережение», чем откладывать дела в «долгий ящик»;
-
«критиковать наедине, хвалить публично»;
-
научиться доверять людям;
-
говорить правду – в спорной ситуации лучше дать собеседнику понять, что вам нужно время для ответа. Это лучше, чем искать нелепые оправдания и пытаться закрыть разговор, не успев его начать;
-
быть профессионалом – не мешать личные симпатии с деловыми отношениями;
-
использовать методы «позитивного подкрепления».
Но самое главное – это научиться брать ответственность не только за себя, но и за других. С подчиненными нужно устанавливать отношения здорового сотрудничества: ведь вы находитесь с ними в одной лодке.
Бывают ли идеальные руководители
Невозможно быть идеальным для всех. Всегда найдется один человек или несколько людей, которые не оценят ваши инициативы и обесценят все ваши старания. Это не значит, что вы – плохой лидер, или сотрудники решили вам «насолить». Просто все люди разные, и универсального метода работы с человеческими ресурсами, увы, не существует. Не пытайтесь быть хорошим для всех: просто делайте все, что в ваших силах в конкретной ситуации. Будьте открытыми к диалогу, помогайте людям становиться лучше, и тогда даже самый ярый хейтер оценит ваши старания и, как минимум, начнет проявлять к вам уважение.
Рекомендации управленцам
Рекомендуем изучать литературу по управлению персоналам. Обязательно прочтите такие бестселлеры как:
-
«Лидерство без вранья» Джеффри Пфеффера;
-
«Лидеры едят последними» Саймона Синека;
-
«Как гибнут великие» Джима Коллинза;
-
«Как привести дела в порядок» Дэвида Аллена;
-
«Эстетический интеллект» Полна Брауна.
Но помните: руководителю стоит не только изучать профильную литературу и читать мотивирующие книги, самосовершенствоваться и проходить курсы по управлению персоналом. Необходимо больше общаться с людьми, реализовываться в профессии. Только на практике можно увидеть свои сильные и слабые стороны, понять, в каком направлении развиваться. Нужно всегда находиться в поиске, быть открытым к новому и не бояться экспериментировать с методами. Ведь «не ошибается тот, кто ничего не делает».
В заключение хочется рассказать об одной идее, которая представлена в потрясающей книге, написанной Джимом Коллинзом под названием «Хорошее – враг великого». Автор поднимает тему о типах личности руководителей и ссылается на эссе философа Исайя Берлина, который условно разделил мир на «лис» и «ежей».
ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА НУЖНО ИЛИ НЕТ (ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ)
«Лисы» – яркие эгоцентрики, одержимые контролем всех бизнес-процессов, в чем-то даже диктаторы. Также существуют так называемые «ежи» – руководители, которые незаметно ведут компанию к вершине успеха. «Ежи» – это неформальные лидеры и энтузиасты, которые вкладывают в работу душу. Для «ежей» личные мотивы вторичны: в первую очередь, они мечтают построить сильный бизнес, который будет работать и «жить» даже без их непосредственного участия. Спортивный интерес, если хотите. Так вот: строят великие компании именно незаметные на первый взгляд «ежи». Несмотря на всю харизматичность и внешний лоск «лиса», после его ухода на заслуженный отдых, спустя несколько лет (возможно – десятилетий) корпорация покинет рынок, так как все держалось на одном человеке.
Мы советуем вам быть, как «ежи» – не только смотреть в одну сторону с коллективом, но идти вместе вперед. Вести за собой людей может не каждый: но мы верим, что у вас все получится. Главное – это желание, а возможности всегда найдутся.