«Дачная амнистия» будет действовать до 2031 года

Что представляет собой «дачная амнистия»? В какой срок ее можно оформить? Какие необходимы документы для оформления «дачной амнистии» и куда их нужно подать? Поговорим об этом в статье.

О действии «дачной амнистии» граждане наслышаны почти 18 лет. Старт амнистии был в 2006 году, при этом ее действие неоднократно продлялось на разные сроки. Федеральным законом от 30.12.2021 г. №478-ФЗ в очередной раз продлен срок «дачной амнистии» до 1 марта 2031 года.

Что представляет собой «дачная амнистия»?

«Дачная амнистия» - это упрощенный порядок оформления документов на отдельные объекты недвижимости. 

Благодаря такому порядку гражданам не нужно получать уведомления о начале либо об окончании строительства, а также разрешения на ввод в эксплуатацию. Напомним, что строительство и затем регистрация частных домовладений происходит в уведомительном порядке. Перед началом строительства собственнику нужно заручиться уведомлением о его начале, которое играет роль разрешительного документа, а после завершения - уведомлением об окончании. 

Речь идет о земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаражей для собственных нужд либо ИЖС, а также объектах капитального строительства, которые находятся на этих участках (п.1 ст.12 Федерального закона от 30.06.2006 г. №93-ФЗ).

«Дачная амнистия» распространяется: на земельные участки, которые были предоставлены гражданам до 30 октября 2001 г., на объекты недвижимости, для строительства и реконструкции которых не нужно получать специальное разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию.

К хозяйственным постройкам, не требующим получения разрешения на строительство, относятся: сараи, бани, теплицы, погреба, колодцы, навесы, а также другие сооружения и постройки, в т.ч. и временного характера (п.3 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 г. №217-ФЗ).

Зачем нужна «дачная амнистия»?

Задолго до введения кадастрового учета, в советские времена, земельные участки предоставлялись гражданам либо в постоянное, бессрочное пользование либо на праве пожизненного владения по наследству. Поэтому и дома, построенные на таких земельных участках, нигде не регистрировались. В итоге такая недвижимость де-факто существовала, а де-юро - «подвисала в воздухе».

Кроме того, в советское время были распространены так называемые рабочие поселки, куда приезжали рабочие для освоения новых территорий, строительства объектов в эпоху индустриализации. Впоследствии рабочие заводили семьи и маленькие рабочие поселки разрастались до больших поселений. У таких семей из документов была только «прописка». За период проживания в таких поселках сменилось ни одно поколение. А поскольку у граждан не было на руках никаких правоустанавливающих документов, то они не могли совершать сделки с объектами недвижимости: продавать, покупать, закладывать в банк под залог, завещать наследникам. Некоторые из граждан «бросали» квартиры и уезжали из поселка.

Программа «дачной амнистии» направлена на легализацию таких объектов, возведенных до начала действия Градостроительного кодекса.

Еще один яркий пример - предоставление в постоянное пользование садового земельного участка. Садовод на протяжении ряда лет владел землей, возводил хозяйственные постройки, но передать своим детям либо другим лицам в наследство не мог. В случае смерти родственники могли приобретать эту землю только на общих основаниях.

Наличие правоустанавливающего документа является защитой от неприятных ситуаций. Например, если сосед захочет установить баню или забор на своем садовом участке, «прихватив» участок неоформленной земли другого соседа.

Куда нужно подать документы для оформления недвижимости?

Реализовать свое право на упрощенный порядок граждане могут:

  • в МФЦ;

В этом случае необходимо подготовить определенные документы на бумаге и принести лично.

В этом случае необходимо получить усиленную КЭП, отправить заявление и документы через личный кабинет. В личном кабинете можно зарегистрироваться через портал госуслуг. 

Какие особенности нужно учитывать при регистрации земельного участка?

ЮРИСТ - Юридическая консультация ЮРИСТ - Юридическая консультация
Для того чтобы зарегистрировать землю, предоставленную гражданам до 30.10.2001 г., нужны следующие документы: 

  • заявление на госрегистрацию права собственности;

  • документы, подтверждающие права заявителя на землю.

Например, таким документом является выписка из похозяйственной книги. Такую выписку выдает орган местного самоуправления.

Если такой выписки нет, то ее можно запросить в администрации по месту нахождения земли, в МФЦ либо заказать на сайте госуслуг. Для этого собственнику нужно написать заявление на имя главы муниципалитета, указать свои личные данные и сведения о земельном участке.

Какие особенности нужно учитывать при регистрации иных объектов недвижимости?

Для регистрации объектов недвижимости нужны следующие документы:

  • заявление на госрегистрацию права собственности;

  • технический план на объект недвижимости.

Технический план должен составить кадастровый инженер. В нем будут приведены сведения о данном объекте недвижимости.

Основанием для отражения сведений в техплане является декларация об объекте недвижимости, составленная и заверенная собственником земельного участка, на котором и расположен объект недвижимости.

Важно!
Важно знать, что в связи с внесенными поправками в условия «дачной амнистии», граждане получили право оформить в собственность объекты недвижимости, построенные до 14 мая 1998 года без правоустанавливающих документов. Для подтверждения факта владения домом можно предоставить любые сохранившиеся документы. Например, акт о выделении земельного участка под строительство, документы о проведении технической инвентаризации. 

Зачем государством продлен срок «дачной амнистии»?

Продление амнистии выгодно государству и с фискальной точки зрения. Легализация объектов недвижимости и земельных участков призвана пополнить бюджет. Ведь сейчас налог на имущество и земельный налог граждане таких объектов не платят.