АНТИОФШОРНЫЙ ЗАКОН - КОНЕЦ НАЛОГОВОМУ РАЮ? - 1 часть

4 декабря 2014 г. Президент РФ в Послании Федеральному собранию отметил, что «нужно окончательно закрыть и перевернуть офшорную страницу в нашей истории». Эта страница уже перевернута, поскольку 24 ноября 2014 г. подписан антиофшорный закон (Федеральный Закон от 24.11.2014 г. №376-ФЗ, далее по тексту - Закон №376-ФЗ) в самом жестком варианте. О том, что ожидает собственников офшорных компаний, каковы новые обязанности контролирующих лиц и санкции за их неисполнение, проанализируем в настоящей статье.

Прежде чем перейти к анализу положений антиофшорного закона, вкратце обозначим факторы для его принятия. Основной фактор, послуживший толчком для принятия антифшорного закона - это возврат капитала (в виде налогов) от использования офшорных компаний на территорию РФ. По оценкам российских парламентариев реализация Закона №376-ФЗ позволит пополнить казну на 20 млрд рублей в год.

Поэтому первостепенной задачей закона является перевод налоговой базы офшорных компаний на территорию РФ. Закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Сразу отметим, что принятый Закон изобилует множеством сложных конструкций, в нем приведены новые для налогоплательщика понятия. Один из авторов этого Закона (первый заместитель председателя Госдумы по экономической политике М.Емельянов) признался, что «…закон получился очень сложным, казуистическим, его не так просто популярно объяснить».

Понятие офшоров

Понятие «оффшор» заимствовано из английского языка (offshore) и дословно переводится как «вне границ». Впервые на законодательном уровне понятие офшорной зоны появилось в налоговом законодательстве с 1 января 2008 г. благодаря поправкам в НК РФ, внесенным Федеральным законом от 16.05.2007 г. №76-ФЗ.

И в этом же году был утвержден перечень таких офшорных зон (приказ Минфина РФ от 13.11.2007 г. №108н).

В первую очередь, использование оффшоров позволяло собственникам бизнеса существенно экономить на налогах, поскольку прибыль большинства используемых российскими предпринимателями иностранных компаний либо не облагается налогами либо налогообложение осуществляется по налоговой ставке гораздо ниже, чем в РФ.

Немаловажным обстоятельством, делающим привлекательным использования офшоров, также являлась возможность сокрытия собственника бизнеса (т.е. обеспечивалась имущественная безопасность).

Понятие контролируемых иностранных компаний и контролируемых лиц

Закон №376-ФЗ оперирует понятиями контролируемых иностранных компаний и контролируемых лиц. Условия для признания иностранной компании в качестве контролируемой представим в виде схемы:

1chastiofsohimg1

Иностранная структура без образования юридического лица представляет собой организационную форму, созданную в соответствии с местными законами иностранного государства без образования юридического лица (например, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления). Такая структура, согласно местному закону, действующему в иностранном государстве, вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (абз. 7 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Законодателем не зря введена такая конструкция, поскольку в некоторых государствах есть такие структуры, которые имеют право вести хозяйственную деятельность без образования юридического лица. И чтобы закрыть возможную лазейку для вывода прибыли из-под налогообложения, законодателем отнесены к КИК подобные иностранные структуры.

Какие лица являются контролирующими? Возможные варианты контроля показаны на схеме:

1chastiofsohimg2

Расчет доли участия физических и юридических лиц в организации осуществляется по правилам ст.105.2 НК РФ.

ПРИМЕР №1.

Физическое лицо - налоговый резидент РФ владеет 60% уставного капитала организации В, которой принадлежит 50% акций организации С. Организация С является иностранной компанией.

1chastiofsohimg3

Доля косвенного физического лица в организации С через организацию B будет равна 30% (0,6 х 0,5 х 100%). Следовательно, физическое лицо будет являться контролирующим лицом организации С.

ПРИМЕР №2.

Владельцами иностранной организации С являются:

- физическое лицо - налоговый резидент РФ владеет 12% уставного капитала;
- юридическое лицо - налоговый резидент РФ владеет 11% уставного капитала;

1chastiofsohimg4

Суммарная доля участия: 50% < (12% + 11%).

Таким образом, несмотря на то, что отдельные доли участия физического и юридического лица в иностранной компании С превышают 10%, по совокупности долей участники С не являются по отношению к ней контролирующими лицами.

В налоговое законодательство впервые введено в качестве самостоятельного основания для признания лиц контролируемыми понятие «осуществление контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица)». Это понятие корреспондирует с возможностью оказания определяющего влияния на принимаемые решения подконтрольной иностранной организации в части распределения чистой прибыли (т.е. после налогообложения). В п.5 ст.25.13 НК РФ обозначены причины такого контроля как для организаций, так и для структур без образования юридического лица:

Осуществление контроля
над иностранной организацией в силу над иностранной структурой без образования юридического лица в силу
  • прямого или косвенного участия;
  • участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией (например, услуги номинального директора);
  • иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.
То есть контроль может возникнуть и по иным основаниям (а не только в силу прямого или косвенного участия), которые связаны с возможностью оказания влияния на принимаемые решения в части распределения чистой прибыли иностранной организации.
действия законодательства иностранного государства или договора между ее участниками (пайщиками, доверителями или иными лицами) либо иными бенефициарами.
То есть контроль может возникнуть не только у так называемых титульных владельцев акций, но и у бенефициаров (к которым относятся физические лица, владеющие прямо или косвенно через третьих лиц в капитале иностранной структуры).

Установленные критерии осуществления контроля над организацией в иных случаях являются расплывчатыми, что не может не вызывать споров в будущем.

ПРИМЕР №3.

Юридическое лицо - налоговый резидент РФ является учредителем (с долей участия 15%) частного фонда, зарегистрированного в Лихтенштейне. Учредительными документами фонда не предусмотрена возможность участия учредителя в принятии решений о распределении полученного чистого дохода. Формально такое юридическое лицо - налоговый резидент РФ не подпадет под контролирующее лицо ни по одному из приведенных оснований (п.3, п.5 ст.25.13 НК РФ).

Однако на практике такой подход может стать причиной споров между участниками иностранных компаний и налоговыми органами. А как сложится арбитражная практика, покажет время.

Статьей 3 Закона №376-ФЗ предусмотрен переходный период в части вступления в силу отдельных положений Закона. Так, в период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. включительно для признания лиц контролируемыми, доля их участия в организации (иностранной структуре без образования юридического лица) должна составлять свыше 50% (п.1 ст.3 Закона №376- ФЗ).

Понятие налоговых резидентов

Понятие «налоговые резиденты РФ» трактуется в более широком значении для целей применения законодательства КИК по сравнению с ныне действующим (ст.246.2 НК РФ):

Налоговые резиденты РФ
российские организации иностранные организации
если предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения если местом фактического управления является РФ (если иные правила не прописаны международным договором по вопросам налогообложения)

Таким образом, иностранная организация может быть признана налоговым резидентом РФ не только в силу условий международного договора с РФ по вопросам налогообложения, но и по месту ее фактического управления.

В п.2-5 ст.246.2 НК РФ приведены условия для признания территории РФ местом управления иностранной организацией. Покажем их на схеме:

1chastiofsohimg5

Однако из приведенных правил есть исключения.

Так, в случае невыполнения условий, предусмотренных пп.1 и 2 п.2 ст.246.2 НК РФ, либо невыполнении одного из них, территория РФ признается местом фактического управления организации, если бухгалтерский или управленческий учет (за исключением подготовки консолидированной финансовой отчетности) либо делопроизводство либо оперативное управление персоналом ведется в РФ (п.5 ст. 246.2 НК РФ).

А такие виды деятельности как подготовка решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, к проведению совета директоров, а также осуществление иностранной организации отдельных функций (например, планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой отчетности, внутренний аудит и внутренний контроль) не могут рассматриваться в качестве осуществления фактического управления иностранной организацией в РФ (п. 3 ст. 246.2 НК РФ).

В качестве альтернативы КИК законодатель предлагает иностранной компании, осуществляющей деятельность в РФ через обособленное подразделение, в добровольном порядке признать себя налоговым резидентом РФ (п.7 ст. 246.2 НК РФ).

Что это означает на практике? Если такая организация признает себя налоговым резидентом РФ, то у нее возникает обязанность уплачивать налоги, предусмотренные законодательством РФ.



Сроки хранения документов: мини-гид для компаний
НАЛОГИ, БУХГАЛТЕРИЯ
Сроки хранения документов: мини-гид для компаний
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/autsorsing/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:07 Кто отвечает за сохранность документов в компании? 03:17 Какие установлены сроки хранения документов? 04:26 Сколько хранить бухгалтерские документы? 06:28 Сколько хранить налоговые документы? 07:23 Сколько хранить кадровые документы? 08:04 Сколько хранить учредительные документы? 08:34 Какая ответственность за нарушение сроков хранения документов? Шкафы и полки в архиве компании заполнены до отказа документами. В течение какого срока обязательно хранить документацию? Как правильно отсчитать период хранения? Что грозит компании, если она досрочно уничтожит документы? Все ответы вы найдете в нашем видео. Здесь вы узнаете, сколько времени можно сохранять различные документы перед тем, как избавиться от них. Полезная информация для бизнеса! Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех изменений и соблюдать требования законодательства. Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Оплата налога за самозанятых: неожиданный поворот! Кто действительно может это сделать?
Услуги специалистов: https://rosco.su/yurist/dogovory/soprovozhdenie/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:18 Как происходят расчеты с самозанятыми лицами? 02:16 Можно ли компании длительно сотрудничать с одним и тем же самозанятым лицом? 04:10 Как платит налоги самозанятый? 05:47 А можно ли передать право на уплату налога другому лицу? 🔔 Новости налогообложения самозанятых! 💸💼 "Оплата налога за самозанятых: неожиданный поворот! Кто действительно может это сделать?" 🔔 В нашем свежем видео мы расскажем о самых свежих изменениях в системе оплаты налогов, касающихся самозанятых граждан. Подготовьтесь к встрече с неожиданным поворотом в правилах налогообложения и узнайте, как эти изменения затронут возможности самозанятых граждан уплачивать налоги. 🔍 Вас ждет в видео: - Подробный анализ последних изменений в налоговом законодательстве. - Кто действительно может воспользоваться новыми правилами и как это сделать. - Каковы новые требования к оплате налога для самозанятых. - Практические советы по оптимизации налогов для самозанятых. - Экспертные мнения и статистика о влиянии этих изменений на самозанятых граждан. 💡 Полезные рекомендации: - Узнайте, как сократить расходы на уплату налогов. - Какие методы снижения налогов можно использовать в новых условиях. - Подробности и особенности налогообложения для разных категорий самозанятых граждан. 👥 Наши эксперты: - Мы пригласили финансовых аналитиков, налоговых консультантов и самозанятых предпринимателей, чтобы представить вам всестороннюю информацию. 📱➡️💼 Для тех, кто самозанят: - Как эффективно управлять налогами и оставаться в законном поле. - Новые возможности оптимизации уплаты налогов для самозанятых. 🚀 Не пропустите эту важную информацию о налогах для самозанятых! Узнайте о всех изменениях и новых возможностях прямо сейчас! 👉 Подписывайтесь на наш канал, чтобы быть в курсе всех изменений в налогообложении и получать основательные советы по оптимизации финансов. Нажмите на колокольчик, чтобы не пропустить наши обновления! Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit
Бумажная революция 2024: Какие отчеты нужно сдавать в службу занятости?
Услуги специалистов: https://rosco.su/buhgalterskie-uslugi/vedenie-ucheta/ Таймкоды: 00:00 Вступление 01:07 Что изменилось в правилах передачи отчетности? 02:19 В каких случаях нужно подавать отчеты в Центр Занятости Населения? 04:17 Какие отчеты и в какие сроки необходимо сдавать в Государственную службу занятости? 🔥"Бумажная революция 2024: Всё о новых отчётах в службу занятости"🔥 ✨В этом видео мы подробно разберём ключевые аспекты предстоящей "Бумажной революции" 2024 года, которая радикально изменит подход к подаче отчётности в службу занятости. Готовы ли вы к новым требованиям электронного века? Узнайте прямо сейчас!✨ 📑С 2024 года компании столкнутся с необходимостью полного перехода на цифровую отчётность в рамках взаимодействия со службой занятости. Это нововведение затронет не только формат сдачи данных, но и расширит список требуемой информации.📊 🚀Мы обсудим: - Какие именно изменения вступят в силу и как они повлияют на работодателей и их HR-отделы. - Детальный обзор новых требований к отчётам, подаваемым в службу занятости. - Пошаговое руководство по переходу на электронную отчётность, с подсказками и лайфхаками. - Частые ошибки и способы их избежать при подаче отчётности в новом формате. - Экспертные мнения и рекомендации для бесперебойной адаптации к нововведениям. 📘Это видео станет вашим надежным путеводителем по новым правилам отчётности и поможет вам подготовиться к грядущим изменениям без лишнего стресса и спешки. 🕒Не откладывайте просмотр на потом, ведь информированность сегодня – это ваша экономия времени и ресурсов завтра! 💬Оставляйте ваши вопросы и комментарии под видео, делитесь собственным опытом перехода на цифровую отчётность. Мы ценим каждое мнение и готовы обсудить актуальные темы, которые вас волнуют. 👍Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить самые важные новости и полезные руководства о бизнес-процессах и управлении персоналом. 📢Вперёд к знаниям вместе с нами! Читайте также: https://rosco.su/consult/kakie-sdavat-otchety-v-sluzhbu-zanyatosti-v-2024-godu/ Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России "РосКо". WhatsApp: +7(929) 999-99-44 Тел: +7(499) 444-00-00 sale@rosco.su https://rosco.su/ Будь в курсе последних новостей, смотри и читай нас там, где тебе удобно: Telegram - https://t.me/roscoaudit ЯндексДзен - https://zen.yandex.ru/roscoaudit Вконтакте: https://vk.com/roscoaudit