Адрес регистрации компании – достоверный или нет?

Каждая организация имеет адрес своего места нахождения. Наличие адреса – это обязательное условие при регистрации организации, так как адрес места нахождения отражается в ее учредительных документах, а также вносится в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Внесение адреса организации в ЕГРЮЛ необходимо для дальнейшего осуществления налогового контроля, направления официальных документов. Нередко по адресу организации можно судить о ее репутации и добросовестности.

Первоначально, сведения об адресе предоставляются в налоговый орган в момент государственной регистрации организации и постановки ее на налоговый учет. В дальнейшем, если адрес меняется, в налоговый орган в установленном порядке предоставляются новые сведения об адресе. В таком случае в ЕГРЮЛ вносятся соответствующие изменения.

Законодательство России устанавливает, что именно следует считать местом нахождения организации.

По общему правилу место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Законодательство о регистрации юридических лиц предъявляет дополнительные требования к адресу организации и уточняет, что адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) – это адрес, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. (подп. в п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» № 129-ФЗ от 08.08.2001 г.)

Из сказанного можно сделать вывод о том, что место фактического нахождения организации и адрес, указанный в ее учредительных документах должны непременно совпадать. Постоянно действующий исполнительный орган организации должен фактически находиться по адресу, указанному в ее учредительных документах. По данному адресу фискальные органы, контрагенты и прочие лица должны иметь возможность осуществляться связь с юридическим лицом.

Значит, сведения об адресе в учредительных документах организации должны быть достоверными.

Однако, организациям не запрещается иметь и другие адреса, которые могут относиться к ее филиалам (представительствам), обособленным подразделениям, торговым объектам и пр.

В настоящее время Высший арбитражный суд РФ сформулировал свое мнение по вопросам судебной практики, которые связаны с достоверностью адресов юридических лиц (Постановление Пленума ВАС РФ № 61 от 30 июля 2013 г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Его мнение для организаций, не желающих приводить свои адреса в соответствие с фактическим положением дел нельзя признать утешительным.

Прежде всего, ВАС РФ обращает внимание на то, что организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по ее адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Наиболее важным выводом является вывод о том, что, по мнению ВАС РФ, налоговый орган вправе отказать в государственной регистрации организации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. То есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

При этом, ВАС РФ выделяет признаки, по которым можно судить о недостоверности сведений об адресе места нахождения. В частности, о недостоверности адреса свидетельствует то, что:

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна. Представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.;

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.

Кроме того, по мнению ВАС РФ, недостоверность адреса может стать поводом для принудительной ликвидации организации в судебном порядке. Предварительно юридическому лицу должна быть предоставлена возможность представить достоверные сведения об адресе.

Интересным является вывод ВАС РФ о необходимости внесения изменений в учредительные документы организации в случае смены адреса. ВАС РФ говорит о том, что место нахождения юридического лица, отражаемое в его учредительных документах, определяется указанием наименования населенного пункта (муниципального образования). В связи с этим изменение сведений ЕГРЮЛ в части адреса юридического лица в рамках его места нахождения, указанного в учредительных документах, не требует внесения изменений в учредительные документы независимо от того, был ли в них ранее указан такой адрес, если только иное прямо не предусмотрено учредительными документами юридического лица.

Следует учесть, что выводы ВАС РФ, изложенные в данном Постановлении, имеют существенное значение для правоприменительной практики, как фискальных органов, так и арбитражных судов. Правовая позиция ВАС РФ, безусловно, будет учитываться и налоговой службой, и судами. Во многом это связано с тем, что несоответствие принятого решения позиции ВАС РФ может повлечь отмену или изменение этого решения при его обжаловании (п.1 ст. 304 АПК РФ).

Изложенное позволяет сделать вывод, что государство усиливает контроль в сфере регистрации организаций. Налогоплательщикам необходимо пересмотреть свои позиции в части достоверности адресов места нахождения и привести их в соответствие с фактическим положением дел. Это необходимо и потому, что предоставление в налоговый орган недостоверных сведений об адресе может повлечь уголовную ответственность по ч. 1 ст. 170.1 УК РФ.