22 декабря 2022 года принят закон №580-ФЗ, которым установлены новые правила работы такси. Большая часть положений этого закона вступит в силу только с 01.09.2023, однако часть из них действует уже сейчас. Попробуем разобраться, что именно изменилось в правилах организации перевозок такси.
Законом предусмотрено создание трех реестров, в которых будет аккумулирована информация по всем перевозчикам, такси и службам заказа такси (агрегаторам):
- 
	реестр перевозчиков - в нем будут перечислены все компании, ИП и самозанятые, осуществляющие услуги по перевозкам на легковом такси; 
- 
	реестр служб заказа - то есть список компаний, которые получают вызовы от потребителей и передают их перевозчикам; 
- 
	реестр легковых такси - список автомобилей, которые используются при перевозках легковым такси. 
Реестры будут представлять из себя электронные базы данных, в которых будут храниться сведения обо всех разрешениях на осуществления услуг такси (есть ли такое разрешение, не приостановлено ли оно, не аннулировано ли и пр.)
Требования к водителям.
Водителям такси смогут работать только по трудовому договору с компанией-перевозчиком или ИП-перевозчиком либо самостоятельно зарегистрировавшись как ИП или самозанятым. При этом у них должны быть не только права категории В, но также еще и стаж вождения от 3 лет. Также они должны будут пройти аттестацию на знание города.
Препятствием для работы водителем станут следующие обстоятельства:
- 
	наличие судимости за определенные преступления (в основном - связанные с применением насилия); 
- 
	наличие трех и более неоплаченных автомобильных штрафов, кроме тех, срок оплаты которых истек; 
- 
	наличие двух подряд на протяжении одного года административных наказаний за нарушения ПДД в виде ареста или лишения водительских прав. 
Требования к перевозчикам.
Перевозчик - это компания или ИП, которые непосредственно организуют перевозку с помощью такси. Они обязаны:
- 
	использовать в работе только те автомобили, которые допущены к участию в дорожном движении и соответствуют установленным требованиям; 
- 
	допускать к управлению автотранспортным средством только тех водителей, которые заключили с ними трудовой договор, и соответствуют установленным требованиям; 
- 
	состоять на учете в налоговом органе; 
- 
	не менее 6 мес. хранить в электронном или бумажном виде сведения о каждом вызове (номер заказа; дата, время принятия и исполнения заказа; место и время начала и окончания перевозки; информацию об автомобиле и нек. др.). 
Изменения порядка оплаты.
Законом предусмотрено введение единого порядка расчета оплаты за поездку. Порядок будет обязателен для всех такси в России. Расчет стоимости может производиться:
- 
	перевозчиком; 
- 
	службой заказа; 
- 
	по таксометру (то есть по цене за единицу времени). 
При этом в законе сказано, что с тарифами пассажиры должны быть ознакомлены заранее. Эти тарифы надлежит указывать на сайте перевозчика или на сайте службы заказа.
Требования к службе заказа.
Главное новшество - разделение ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу пассажира между перевозчиком и службой заказа такси. Так, служба будет нести:
- 
	солидарную ответственность, если у перевозчика не было разрешения на перевозку или оно было аннулировано либо приостановлено; 
- 
	полную ответственность перед пассажиром, если он не был уведомлен о наименовании перевозчика; 
- 
	субсидиарную ответственность с перевозчиком-самозанятым, если страховка по ОСАГО не покрыла реально причиненный ущерб. 
Требования к автомобилям:
- 
	внешний вид ("шашечки" на кузове, оранжевый фонарь на крыше, окраска кузова в специальный цвет, установленный законодательно); 
- 
	наличие на видном месте в салоне информации о водителе, перевозчике и о тарифах. 
Плюсы и минусы введения нового закона.
К плюсам можно отнести правило о единообразном подходе к ценам на такси и ознакомлению с ними покупателя до перевозки. Раньше узнать цену поездки на такси заранее можно было не всегда. Например, днем цена от точки А до точки Б могла быть 500 рублей, а уже через пару часов - все 700, потому что, якобы, увеличилось количество заказов. По новым правилам такое произвольное ценообразование запрещено. Закон разрешает менять цену в зависимости от времени и дня недели, класса комфортности автомобиля и т.п, но все расценки с учетом перечисленных параметров должны быть заранее опубликованы в общедоступном месте. Увеличение же цены, обоснованное ничем не подтвержденным "повышенным спросом", незаконно.
 ПОПАЛСЯ ГРУБЫЙ ТАКСИСТ: КАКИЕ ЕМУ ГРОЗЯТ САНКЦИИ И КУДА ОБРАЩАТЬСЯ
Минусов много, перечислим основные:
- 
	главная проблема - рост цен, который, по мнению многих специалистов, неизбежен при новом подходе. Множество дополнительно введенных требований к участникам перевозок потребует значительных вложений от них. Многим службам такси придется полностью перестраивать свою работу, в результате не все из них смогут соблюсти установленные требования, в связи с чем количество компаний, организующих перевозки, может резко уменьшиться. В свою очередь, это, конечно, приведет к мгновенному взлету цен; 
- 
	также специалисты видят проблему в части введения требований к самозанятым водителям. Хотя законом и предусмотрена возможность работать в сфере такси самозанятым, на практике осуществить это будет очень сложно. Дело в том, что, к примеру, страховка по ОСАГО по тарифу для такси, которую обязаны оформлять самозанятые, во много раз дороже обычной страховки такого же типа для физлица. К тому же, самозанятым придется выполнить еще ряд всевозможных дорогостоящих, а зачастую и трудновыполнимых требований, чтобы работать таксистами: проходить медосмотры, покрасить машину в определенный цвет и пр. Однако в настоящее время самозанятые водители редко работают полный день, работа в такси для них - скорее, подработка, поэтому вряд ли они останутся в отрасли, для них это станет невыгодно. При этом во многих отдаленных районах единственная возможность добраться куда-либо, до той же больницы, например, - это такси, но работают там именно частники-физлица, которые по новым правилам работать, скорее всего, не станут. Это вызовет всплеск незаконных перевозок, что не только не повысит безопасность для пассажиров, но, наоборот, может привести к значительному ее снижению. 
 
             
                         
                     
                         
                     
                                     
                                     
                         
                         
                        