Регистрация договора аренды нежилого помещения
Как уже говорилось, в одной из наших статей, договор аренды нежилого помещения при составлении требует внимательности и юридической грамотности.
Но вот, помещение выбрано, соответствующий документ подготовлен. Следом возникает другой не менее важный вопрос: нужна ли регистрация данного договора?
Остановимся на нем поподробнее.
Договора аренды, как и договора субаренды, которые составляется по одинаковым параметрам, можно условно разделить на три типа:
- Когда срок не определен.
- Когда срок до года.
- Когда срок год и более.
По российским нормам, регистрация договора аренды помещения потребуется лишь в случае, когда соглашение действует год и больше.
Небольшое дополнение: при сроке до года достаточно двух экземпляров договора. При сроке больше года - трех: два для подписантов сделки, третий - регистрирующему учреждению.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ
Как же отсчитывается годовой период?
Высший Арбитражный Суда РФ определил, что данный период отсчитывается с первого числа любого месяца текущего года до тридцатого (тридцать первого) числа предыдущего месяца года следующего.
Таким образом, любой договор заключенный, как минимум, на указанный выше период времени необходимо зарегистрировать.
Для чего нужна регистрация
Если не соблюсти это требование, то сделка окажется вне правового поля, то есть, говоря юридическим языком, ничтожной, а сам договор - недействительным. Иными словами, в случае возникновения каких-либо разногласий стороны не смогут обратиться в судебные органы с целью урегулирования данных разногласий.
Более того, один из участников сделки, будь то арендодатель или арендатор, имеет право в судебном порядке потребовать от уклоняющейся от регистрации стороны, зарегистрировать заключенный между ними договор.
Что требуется для регистрации
Итак, договор составлен на годичный срок год, как минимум. Причем составлен и оформлен согласно законодательным нормам.
После этого подписантам необходимо подать в территориальное отделение Росреестра следующие документы:
- Заявление;
- Сам документ (договор в трех экземплярах);
- Кадастровый паспорт на арендуемое помещение;
- Для физических лиц - гражданский паспорт или другое удостоверение личности; для индивидуальных предпринимателей - помимо паспорта, свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; для юридических лиц - учредительные документы, свидетельство о государственной регистрации, приказы о назначении и вступлении в должность директора организации или исполнительного органа. Если от имени сторон или какой-либо стороны выступает доверенное лицо, то наличие у этого лица нотариально заверенной доверенности.
- Для арендодателя (физического лица): заявление об отсутствии брачных отношений, а при их наличии - нотариально заверенное согласие жены (мужа) на сдачу в аренду данного нежилого помещения. Причем согласие должно быть оформлено соответствующим образом (о требованиях к оформлению можно узнать в статье 35 (п.3) Семейного кодекса РФ.
- Согласие собственника помещения, в случае если оно - объект муниципальной или государственной собственности;
- Оплаченная пошлина (квитанция об оплате).
Необходимый список документов может быть подан любой стороной соглашения, либо доверенным лицом.
Договор считается зафиксированным, после того как в Росреестре, в котором хранятся сведения обо всей регистрируемой недвижимости, о правах на нее и сделках, делается соответствующая запись.
Вся процедура (от подачи документов до регистрации) занимает 10 дней (рабочих).
Нюансы, которые необходимо учитывать при регистрации
Зарегистрировать возможно только объекты с подтвержденными на них правами арендодателя. Если, например, здание не принято в эксплуатацию, то на него невозможно зарегистрировать арендный договор, так как право на само здание также еще не зафиксировано.
В какие сроки надо регистрироваться
Закон оставляет этот момент на откуп самим договаривающимся сторонам.
Однако, как уже было сказано выше, договор считается юридически оформленным только после фиксации данного факта в Росреестре. Со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями.
При подписании договора также желательно определиться со временными рамками, с их обязательной фиксацией в договоре, в течении которых стороны зарегистрируют договор. Это поможет избежать конфликтных ситуаций в дальнейшем.
ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Чтобы процесс прошел гладко
Чтобы весь процесс от выбора арендуемого помещения, до регистрации договора в Росреестре прошел успешно, следует очень внимательно подходить ко всем этапам.
Желательно, чтобы на каждом из них сделку отслеживали специалисты: юристы, регистраторы, агенты по недвижимости. Их профессиональный взгляд поможет избежать многих проблем.
Также рекомендуется при подаче документов в Росреестр оставлять контактные данные для оперативной связи, в случае возникновение вопросов к поданным документам. Это поможет значительно сэкономить время на оформление. Как известно, время в бизнесе, как и цена - имеет огромное значение.