Как учитывать рекламные расходы на разных системах налогообложения

Даже в эпоху экономического кризиса без рекламных расходов не обойтись. Какие особенности учета рекламных расходов следует знать компаниям и ИП, применяющим ОСН, УСН, ЕСХН или ПСН? О нюансах налогового учета рекламных расходов расскажем в данной статье.

Несколько слов о том, что представляют собой рекламные расходы.

Не вся информация, касающаяся бизнесмена, может быть отнесена к рекламе. Реклама представляет собой информацию, распространяемую не в рамках компании или конкретных контрагентов, а среди неопределенного круга лиц. Целью рекламы является привлечение и продвижение продукции, работ, услуг бизнесменов (п.1 ст.3 Закона от 13.03.2006 г. №38-ФЗ).

Проанализируем нюансы налогового учета рекламных расходов при применении различных систем налогообложения.

Как учитывать рекламу при ОСН?

Применяя ОСН, бизнесмены платят налог на прибыль. По общему правилу, рекламные расходы учитываются в составе прочих расходов (пп.28 п.1 ст.264 НК РФ).

Далее бизнесмены должны определить вид рекламных расходов: нормируемые либо ненормируемые. Для этого нужно обратиться к п.4 ст.264 НК РФ. Перечень видов ненормируемой рекламы закрыт, а поэтому иные виды рекламы относятся к нормируемым расходам.

Итак, в полном объеме можно признавать следующие ненормируемые расходы:

  • на осуществление различного рода рекламы, распространяемой через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, кино- и видеообслуживание;

Например, если рекламный ролик транслируют в эфире зарегистрированные СМИ, то расходы на его размещение не нормируются (письмо Минфина РФ от 26.07.2013 г. №03-03-06/1/29764).

  • на световую и иную наружную рекламу;

При размещении наружной рекламы у бизнесменов возникает немало споров с налоговиками. Все дело в том, что в НК РФ нет определения «наружной рекламы». И порой бизнесменам только в суде приходится доказывать, что, например, расходы на нанесение рекламных баннеров на наземном транспорте относится к наружной рекламе (определение ВС РФ от 30.05.2019 г. №305-ЭС19-4394).

  • на участие в выставках, экспозициях, ярмарках, оформление витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов и комнат образцов;

Зачастую бизнесменами создается дизайн-проект оформления выставочного зала. Впоследствии на основании проекта могут быть созданы объекты основных средств. Например, оборудование для выкладки образцов продукции. В этом случае затраты на изготовление оборудования и на сам дизайн-проект безопаснее учитывать в стоимости основных средств. Тогда расходы будут признаваться через начисление амортизации (п.1 ст.256 НК РФ, письмо Минфина РФ от 14.12.2011 г.№03-03-06/1/821).

  • на изготовление брошюр и каталогов рекламного характера;

Например, расходы на распространение рекламных листовок и различных буклетов (письмо Минфина РФ от 12.08.2016 г. №03-03-06/1/42279).

  • на уценку товаров, которые целиком либо частично утратили свои первоначальные качества при экспонировании.

Признавать такие расходы можно с учетом лимита – не более 1% от выручки товаров, работ, услуг.

АУДИТ - Аудиторская консультация АУДИТ - Аудиторская консультация
Норматив рассчитывается по итогам отчетного и налогового периода нарастающим итогом.

Поэтому если расходы по итогам квартала оказались сверхнормативными и не были учтены в налоговых расходах, то по итогам следующего отчетного периода непризнанные расходы могут уложиться в лимит.

Остальные же рекламные расходы, в т.ч. на приобретение либо изготовление призов, которые вручаются победителям во время проведения массовых рекламных кампаний, подлежат нормированию. Например, часто используемый компаниями прием – СМС-рассылка (письмо Минфина РФ от 14.06.2016 г. №03-11-06/2/34264).

Таким образом, перечень нормируемых расходов является открытым.

Но в любом случае для признания расходов в налоговом учете бизнесмены должны располагать подтверждающими документами (ст.252 НК РФ).

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ УСН

Как учитывать рекламу при УСН?

В том случае если бизнесмен применяет «доходную» упрощенку, то рекламные расходы не учитываются совсем.

Если же выбран объект налогообложения «доходы минус расходы», то рекламные расходы учитываются по правилам ст.264 НК РФ (пп.20 п.1 ст.346.16 НК РФ). Но при учете рекламных расходов необходимо учитывать, они должны быть фактически оплаченными (п.2 ст.346.17 НК РФ). Для упрощенцев также действует правило нормирования расходов.

Особенностью нормирования расходов для упрощенцев является учет не только оплаченной выручки от реализации товаров, работ, услуг, но и поступивших авансов от покупателей. Это связано с тем, что доходы признаются кассовым методом (письмо Минфина РФ от 11.02.2015 г. №03-11-06/2/5832). Однако если упрощенец вернул ранее полученный от покупателя аванс, то и доходы для определения предельного 1% размера должны учитываться за минусом возвращенного аванса.

Как учитывать рекламу при ЕСХН?

Плательщики единого сельхозналога также могут учесть расходы на рекламу (пп.20 п.2 ст.346.5 НК РФ). А учитываются они в порядке «прибыльных» расходов (п.3 ст.346.5 НК РФ). Таким образом, отправной точкой в методологии учета рекламных расходов являются правила, прописанные в гл.25 НК РФ.

Как учитывать рекламу при ПСН?

ПСН могут использовать только предприниматели. При данном режиме облагается потенциально возможный к получению доход, который зависит от вида предпринимательской деятельности (ст.346.47 НК РФ). Поэтому расходы, в т.ч. и на рекламу, у таких ИП не учитываются.